В последнее время просто валом пошли мероприятия, организаторы которых ставят перед собой задачу свести молодые компании, разрабатывающие разнообразные программные продукты, и венчурных инвесторов (они же бизнес-ангелы), готовых поддержать стартапы рублем и добрым словом. Буквально по 2-3 в неделю, и это только те, о которых я знаю. Слушая собравшихся, приходишь к двум выводам. Одному хорошему, а другому — не очень. Деньги на IT в нашем отечестве вроде бы появились, и желающих их дать тоже немало. И если в паре мест прогнали, это не повод для печали, дадут еще в пяти. Только вот, оказывается, не нехватка инвестиций мешала и мешает нам превратиться в софтостроительный центр Вселенной, а кое-что другое. Точнее, кое-кто. Мы сами.

Вот одна из свежих зарисовок. Прибыл на очередную конференцию, намереваясь посмотреть в глаза тем, кто сотрет с лица земли Билла Гейтса и затмит славу Евгения Касперского. Захожу в помещение, вижу ряд столиков, за которыми сидят молодые люди с ноутбуками. Делаю шаг в их сторону, и тут меня сзади придерживает один из организаторов (замечу, людей крайне серьезных). «Знаешь, старик, ты подойди к четырем, что сидят справа, а остальных лучше не трогай. Не надо». После серии уточняющих вопросов выяснилось чудесное: оказывается, великолепной четверке действительно есть чем похвастаться и подо что получить денег. А остальные парни и девушки – они полны энтузиазма, однако ничем конкретным порадовать не могут. И позвали их, гм, для массовки. Действительно, со стороны все действительно выглядело отлично: молодые люди плотно общались, обменивались визитками с красивыми должностями («президент», «генеральный директор», «управляющий партнер»), и неважно, что большинство из них было распечатано на струйных принтерах.

На круглых столах было еще интереснее. Сначала по очереди выступали венчурные капиталисты. Умные, интересные, опытные люди, большинство из которых уже заработало денег своим умом и хочет заработать еще больше, вкладываясь в умы других. Слушать – одно удовольствие. Правда, из их слов возникает ощущение, что правильная судьба разработчика ПО – это начать в России, немного раскрутиться и стремительным домкратом валить на Запад, желательно в Silicon Valley. Потому что наши законы приравнивают разработку ПО к торговле шоколадками и пивом с лотка — с соответствующим налогообложением. Впрочем, прозвучала и надежда, что к моменту, когда собравшиеся в зале раскрутятся, законы станут лучше и добрее.

Но вот пошли вопросы из зала, и я вдруг осознал, что байки про бурбулятор – совсем не байки. Напомню, что, по словам одного российского специалиста по стартапам, большинство наших людей мечтает построить бурбулятор, чтобы он бурбулировал. На это просят энную сумму. А по поводу того, что именно будет бурбулировать бурбулятор, кому нужны продукты бурбулирования и можно ли их вообще продать, автора бурбулятора не волнует в принципе. И задающего подобные невежливые вопросы он записывает во враги модернизации России.

Сначала молодой человек (генеральный директор, как было уточнено) долго и сбивчиво объяснял, что он написал некую программу (какую – уточнить не смог), и теперь не знает – кому, почем и как ее продать. И вообще, как бы исследовать рынок на предмет наличия потенциальных аналогов? Потом довольно зрелый мужчина поведал о написании некой образовательной платформы, для продвижения которой надо срочно добыть пять миллионов рублей. А если накинуть еще миллионов дцать, можно завоевать весь мир. А потом и галактику. Милые девушки любопытствовали – сколько денег максимум можно заполучить? Подо что и на какой срок сообщить отказались. Инвесторы скучали, жадно пили воду и почему-то хором советовали собравшимся съездить в Кремниевую Долину, пока молодые, и потусоваться в правильной среде. Мол, тогда все станет понятно само.

Разумеется, не все так мрачно, и даже на этом неоднозначном мероприятии я натолкнулся на весьма интересный проект, о котором, впрочем, расскажу не раньше, чем узнаю – как там с поддержкой многоядерности. Однако это было исключение, подтверждающее правило, потому что остальное вызывало смесь недоумения с завистью («надо же, вот под ЭТО не стесняются создавать компанию»).

И вообще, приток денег в российские софто-стартапы всерьез начался лишь около года назад, поэтому неудивительно, что на начальном этапе пены больше, чем пива. Надо дождаться ее отстоя. И тогда, тогда…