В конце года уважаемые СМИ, известные политики и простые блоггеры Intel Software Network подводят итоги и пытаются по обозначившимся новым трендам заглянуть в будущее. Лично у меня 2009-й оставил странное впечатление. Первые полгода мы страшно боялись, что жахнет. Компании урезали расходы, сокращали штат, закрывали целые направления с долгим сроком окупаемости. Конечно, не обошлось без выплеснутых вместе с водой младенцев (таковым, по общему мнению, стала отечественная игровая индустрия), но в целом ничего сверхстрашного не произошло. Упавшие корпоративные продажи в значительной мере компенсировались ростом активности розницы, уволенные быстро устроились по специальности в более крепкие компании или немного сменили профессиональную ориентацию (например, из журналистов перешли в пиарщики), а программистов, как не хватало раньше, так не хватает и до сих пор. То есть, конечно, жахнуло. Но гораздо слабее, чем могло.

Где-то в июле-августе, несмотря на отсутствие реальных улучшений в мировой и отечественной экономиках (всякие там «насдаки» и «доуджонсы», увы, не в счет), многие компании сказали «не боюсь» и принялись работать в более-менее нормальном режиме вместо пожарного. И — о чудо — по итогам года многие IT-бизнесы даже оказались в плюсе! В том числе и в России! Правда, при ближайшем рассмотрении плюс иногда оказывается рублевым, тогда как в долларах спад налицо. Но все равно приятно.

Кстати, у меня есть свой индикатор реального положения дел — это новогодние подарки журналистам. До начала кризиса количество мешков с разнообразной сувенирной продукцией росло год от года, достигнув в 2007-м году каких-то несуразных объемов. Достаточно сказать, что носить мешки начали с первого декабря. Прошлый Новый год ярко продемонстрировал предчувствия рынка: количество подарков упало раз в десять, если не больше. И если раньше их получала вся редакция, то в 2008-м порадовали лишь главнюков. А в 2009-м курьеры опять бегали в мыле, и количество пакетиков достигло уровня года эдак 2005-го. Разумеется, индикатор этот шуточный, и всерьез его воспринимать сложно. Однако если у компаний массово появилось желание делать сувенирку и тратить деньги на ее развоз — это неплохой признак.

И все же итоги — в классическом понимании этого слова — подводить трудно. Ну, кроме «как хорошо, что все не загнулось в конец». Лично меня очень порадовало, что в этом году на ISN стало гораздо больше интересных блогов и блоггеров, и многие посты обрастали нехилым числом комментариев. Марианна, Дмитрий — вы удивительно интересные и неравнодушные люди, и сейчас просто дико понимать, что мы познакомились только в конце прошлого года. Надо было раньше! :) В то же время, нет ощущения, что миссия выполнена и можно отдохнуть, проводя ежемесячные встречи участников ISN в разных шикарных местах (одна-единственная, которую провели, была отличной!). Напротив, есть сильное ощущение, что в наступающем году нам, как тем лягушкам из сказки, придется шевелить лапками гораздо интенсивнее.

Очень порадовала поддержка многоядерности в грядущем Avast 5.0, но не будет мне покоя, пока о том же не заявят Касперский с E-Set.

Здорово, что уже два оператора продают WiMAX конечным пользователям, но пока они не покроют сетями хотя бы города-миллионники, все это можно воспринимать лишь как замечательную инициативу.

В 2009-м очень много говорилось о переносе вычислений с процессора на видеокарту, но очень мало делалось (если не считать делом написание бравурных пресс-релизов). Вроде должно сделаться в 2010-м. Посмотрим-посмотрим.

В 2009-м в нашей стране появилось много инвесторов, готовых вложить деньги в интересный IT-проект. И даже вроде бы такие проекты запущены. Какие — никто пока не говорит, но, надеюсь, скажут в 2010-м. Кстати, один из серьезных игроков отечественного венчурного бизнеса — фонд Intel Capital. Мы несколько месяцев назад беседовали с его управляющим директором в ЕМЕА Ашишем Пателем (Ashish Patel), и он очень забавно обыграл нашу поговорку про рубли и дружбу. По словам Ашиша, правильный инвестор должен дать и сто рублей, и познакомить с сотней людей, которые со временем могут стать друзьями. Действительно, так и есть, потому что без правильных друзей и сотня, и тысяча рублей в большинстве случаев будет бездарно профукана на построение еще одного бурбулятора.

Долго еще могу говорить о наметившемся в 2009-м, «поверьте, я мог бы говорить часами, но, пожалуй, пора кончать» (с) Майк Науменко.

Мне очень радостно, что пропало неприятное ощущение, не покидавшее меня с начала 2007-го. Словно все мы очутились в какой-то неестественно радостной сказке, которая очень нехорошо кончится. Сказка действительно кончилась, но финал оказался скорее поучительным, чем ужасным. И есть хорошая надежда на продолжение — более разумное и гармоничное.

Всего нам доброго.