Сегодня на рассвете я прилетел из Лондона, где несколько дней знакомился с теорией и практикой применения информационно-компьютерных технологий в образовании. Честно говоря, увиденным остался озадачен и даже расстроен.

Буду писать обо всем три большие статьи, и одну уже даже написал. Здесь же, для разминки, несколько наиболее важных моментов.

Благословенный Запад уже давно понимает, что его система образования, особенно образования школьного, не годится вообще никуда. С одной стороны, детей она не может «зацепить», и те из школы бегут. Так, в США ежегодно бросает школу МИЛЛИОН детей. Те же, что остаются, больше развлекаются, чем учатся. А если на них наседать посильнее, сбегут-с. Замкнутый круг.

Относительно недавно появилась вера в то, что ИКТ позволят совместить развлекательность с информативностью. Заставить детей ходить в школу, вовлечь в процесс учебы родителей (в качестве контроллеров и помощников), сделать образование более эффективным. Мол, вольем денежку — и все наладится. Деньги вливаются действительно неслабые. Так, в одной из школ, куда нас водили на экскурсию, годовой бюджет ИКТ составляет … 130 000 фунтов стерлингов. Нормально, правда? И это — без учета зарплат учителей и технического персонала, который все это купленное великолепие обслуживает. Школа немаленькая, но вполне обычная — в «спальном» районе, учится в ней около тысячи девочек (да-да, там очень модно взбалтывать, но не смешивать). В каждом классе висит «умная» доска с поддержкой мультитача, позволяющая таскать по ней объекты руками и менять их размер. Компьютеров — тьма тьмущая, причем для вебдизайна одни, для рисования другие, для «просто всего подряд» третьи, а для сочинения музыки стоит пара классов могучих «маков» с подключенными пятиоктавными клавиатурами. Плюс в каждом классе по два лазерных принтера — обычному и цветному А3. Про Интернет говорить не приходится — его сколько угодно. Есть даже огромный межшкольный британский портал, где есть ЛЮБАЯ необходимая для учебы информация и множество дополнительных материалов.

Казалось бы, у учителя просто огромный простор для деятельности. Что же, приходим мы на урок дизайна. Там девочки под руководством классической училки (если бы она не заговорила на чистейшем английском, узнал бы в ней нашу трудовичку Татьяну Федоровну Квасину) рисуют на экране компьютера какие-то фигурки. Точнее даже не рисуют, а качают из Интернета, превращают в силуэты и отправляют на умную машину. Машина — крайне дорогая (несколько десятков тысяч фунтов) и умеет лазером на кусках пластика эти самые силуэты выжигать. Может кружок вырезать. Может линию прожечь. Вот этим она и занимается. Проблема в том, что девочки с дизайном не то, чтобы в ладах, а педагог следует принципу «каждый ребенок прекрасен», и в результате на вылезающие из машины поделки без слез не взглянешь. Честное слово, мы в третьем классе лобзиком лучше делали. Можно было подумать, что просто класс не очень талантливый попался, но на стене в качестве образцов висят точно такие же маленькие кошмарики, значит учителя и руководство школы такой уровень вполне устраивает.

Идем на урок вебдизайна, смотрим домашние странички, которые там создают 14-летние девочки. В слезах выбегаем из класса, попадаем на урок алгебры. Там все вполне традиционно, только «умная доска» отображает синусоиду. Учительница гордо говорит, что нарисовала ее сама. Честное слово, во времена моей юности то же самое мелом рисовалось ни капельки не хуже.

А еще у школьников есть электрический дневник с закрытыми разделами для учителей, где содержится всякая информация о здоровье и особенностях психики каждого ребенка. А еще там записываются все-все проступки. Дневник обслуживает специальный сервер. Конечно, получается гораздо задорнее, чем на бумаге.

И так далее, и тому подобное. Смотрел я на эту тотальную компьютеризацию, и все острее понимал, что как была архиважна роль личности конкретного учителя, так и остается она архиважной. Да, возможностей сделать интересно стало больше. Но чтобы ими воспользоваться, нужен яркий креативный и ответственный человек. И, желательно, не один, а много, чтобы соревновались между собой. Иначе вся эта груда техники играет роль хомячка, которого принесли в класс. В первый день детей от клетки не оттащишь. Во второй тоже. В конце недели хомячка подкармливают только самые большие любители живности. Через месяц о нем помнит только добросердечная уборщица, потому что дети нашли себе много новых развлечений. Детям каждый день нужен новый «хомячок». И без Учителя, как и в докомпьютерную эпоху, ничего не получится.

А жаль. Честное слово — жаль.