Осведомленные источники сообщили, что в Саратове закроется экономический лицей. Уже в этом учебном году не набирали десятые классы, а оставшиеся одинадцатиклассники доучатся в мае и все, проект закончится.

lyceum_logo

Лицей в свое время придумали, как платный вход в экономический институт, самый престижный (в начале девяностых, да и сейчас) ВУЗ Саратова. Тех, кто успешно заканчивал лицей, принимали в Эконом без экзаменов и на бесплатные государственные места. Сам лицей, правда, был не очень бесплатным. Я смутно помню, сколько стоил месяц обучения. Но для нашей небогатой, в общем, семьи, это была существенная сумма. Но это было все равно дешевле, чем коммерческое обучение в институте или коррупционные схемы.

Чтобы поступить в лицей, требовалось сдать три экзамена. Конкурс был 6 человек на место. Я сдал и поступил. Это был самый первый набор. И, соответственно, первый полноценный выпуск.

До экономического лицея успел поучиться в трех не самых плохих школах Саратова, так что было с чем сравнивать. Наверное, с точки зрения общего комфорта и продуманности учебного процесса 13-я школа (она же ФТЛ№1) была все же покруче. Но в лицее при Экономе очень значительную часть предметов вели не школьные, а вузовские преподаватели. У них и кругозор был зачастую пошире, и отношение совсем другое, без сюсюканий. Многие уроки с большой благодарностью вспоминаю до сих пор. И мне, наверное, никогда не удастся смириться с безвременной кончиной Леонида Ивановича Мерзлякова, потрясающего историка и человека.

Но в лицее довольно быстро завелась… червоточинка. Дети там в массе своей были из небедных и непростых семей. Между собой мы общались нормально, и не помню каких-то кастовых противоречий. Но руководство лицея, состоявшее в основном из школьных учителей, после общения с влиятельными родителями осталось слишком вдохновлено открывшимися перспективами. И начало откровенно вытягивать слабых, но богатых учеников. То есть обычных детей за неуспеваемость без затей отчисляли. А с состоятельными работали. И было забавно, когда ученик, весь год получавший за диктанты исключительно двойки, на выпускном получил четверку. Чудо, да. Я понимаю. Сосредоточился. Поднапрягся. Не ученик, конечно. Папа.

Мне трудно винить людей. Не они такие, время такое. Но в том же ФТЛ даже в самые трудные годы подобного не наблюдалось. И ФТЛ, надеюсь, будет всегда. А экономический лицей потихоньку стал брать всех, кто мог заплатить. Я далек от мысли, что дети богатых родителей какие-то плохие или глупые. Ничего подобного. Нормальные они. Но, как говорится, есть нюанс. Если ребенок знает, что его, невзирая на положение папы или мамы, за плохую успеваемость отправят на мороз, он старается. И наоборот: если учительница визжит и грозится страшными карами, но на самом деле ТОЧНО ничего не сделает, цена ее визгам — медный грош.

Меня звали недавно, как бывшего выпускника, поговорить с детьми из лицея, вдохновить их на учебу, так сказать. Я пришел, поговорил. Отличные ребята. Хорошие открытые лица. С чувством юмора. Сразу спросили — сколько я зарабатываю? Когда успокоил, что бизнес по сбору бутылок процветает, разговор пошел особенно конструктивный. Как с ними не удавалось найти общий язык учителям — не понимаю. Хотя нет, понимаю.

В общем, появившись в 1992-м году, лицей закончит существование в 2016-м. О причинах говорят сдержанно. То ли желающих учиться мало, то ли в сам Эконом не все идут. В любом случае, с осени 2016-го на его месте будет обычные учебные аудитории.

Что же. Спасибо и прощай.