22 февраля вышла игра Bulletstorm, и многие уважаемые ресурсы тут же начали сравнивать ее с таким шедеврами, как Gears of War и даже Duke Nukem. Прочитав штук десять крайне положительных отзывов на русском и английском, я сходил в магазин рядом с домом и всего за 540 рублей купил диск с игрой. Bulletstorm оказалась действительно неплохим шутером. Пожалуй, чуть более детским, чем хотелось бы, но все же увлекательным и в меру смешным. Но рекомендовать Bulletstorm всем знакомым я буду не только из-за сюжета и графики. Просто это первая на моем компьютере игра, где многоядерные процессоры используются столь… красиво.

Bulletstorm игра

Игра работает на не самом свежем, но вполне современном движке Unreal Engine 3.5. На моей системе (Core i7 -965 Extreme Edition/Radeon 6850) все бегает очень быстро, даже если включить графические настройки на максимум. При этом в процессоре задействованы все ядра: два процентов на 70-80, и еще два на 40-60 (уровень загрузки зависит от сложности конкретной сцены). А вот видеокарта, избавленная от лишних вычислений, загружается на 60-70%.

«Подумаешь!», — хмыкают скептики, — «Этот движок любая видеокарта осилит, даже очень средненького уровня. Вот и нагружали бы ее в полный рост, пусть трудится! А то развели, понимаешь, многоядерность…».

Извините, парни, но вы в данном случае неправы капитальнейше. Потому что столь грамотное распределение обязанностей между CPU и GPU делает сразу два очень полезных дела.

Во-первых, повышается акустический комфорт. Не секрет, что система охлаждения мощной видеокарты – главный источник шума в современном компьютере. Производители бьются, мучаются, но графические процессоры слишком горячи, чтобы охладить их малошумными пропеллерами и турбинами. Даже так называемые «тихие» модели при стопроцентной загрузке GPU ревут, как влюбленный морж. А вот в Bulletstorm чип вместо пиковых 90-95 градусов прогревается всего до 70-75 (при 50 градусах в режиме 2D), и кулер при этом раскручивается максимум до 65% от пиковой скорости. Его, конечно, становится слышно, но со звуковой картиной при 100% — никакого сравнения. На всякий случай уточню, что пропеллер на радиаторе процессора тоже начинает вращаться быстрее, чем обычно. Но он большой, 12-сантиметровый, так что некоторое увеличение числа оборотов на уши не давит совершенно.

Во-вторых, налицо комфорт, скажем так, технико-психологический. Хорошо, когда корпус компьютера по высоте немногим уступает взрослому догу, но в большинстве случаев габариты его довольно скромны. И почти всегда видеокарта упирается в корзину с жесткими дисками. А последние – ребята ой какие капризные. И больше всего им не нравятся резкие изменения в окружающем мире. Современные модели HDD нормально работают при температуре до 60 градусов, однако до этой отметки она должна расти как можно более плавно, и прогреваться корпус у лучше равномерно. Ни о чем таком даже мечтать не приходится, когда рядом вдруг раскаляется видеокарта. Ее-то чипу не привыкать мгновенно прогреваться с 50 до 95 градусов, а вот для винчестера нагрев половины корпуса, прилежащего к видеокарте, например, с 40 до 55 градусов ой как не полезен. Тем более, что вторая половина, расположенная рядом с пропеллером на лицевой панели системного блока, остается довольно холодной. В сложнейшей механической системе, каковой является жесткий диск (расстояние от головки до поверхности пластины – несколько нанометров!), подобная дисгармония чревата неприятными для пользователя сюрпризами. Я сам предпочел бы поменять всю начинку компьютера, чем один внезапно скончавшийся жесткий диск.

И вот когда центральный процессор с видеокартой трудятся вместе, аккуратно распределяя нагрузку и не перенапрягаясь, система охлаждения системного блока нормально справляется с отводом тепла, не доводя до серьезного повышения температуры других компонентов. Конечно, внутри все равно становится теплее, но умеренно и… плавно.

К сожалению, не все игры сделаны столь же грамотно. Для менее «правильных» на моем дорогом корпусе Lian Li, сделанном целиком из алюминия, есть специальный переключатель, резко увеличивающий скорость вращения внутренних пропеллеров. Становится шумно, но даже раскаленный до сотни градусов GPU не портит жизнь соседям. Но что делать обладателям корпусов попроще, да еще и без волшебного тумблера?

А разработчики Bulletstorm – студия People Can Fly — молодцы! Я их очень люблю еще с первой игры, Painkiller. И даже как-то странно вспоминать, что в 2004-м, когда она вышла, еще год оставался до премьеры двухъядерного Pentium D, а топовые модели видеокарт прекрасно охлаждались обычным 4-сантиметровым кулером.

Но возвращаться обратно вовсе не хочется. Надо просто сейчас работать чуть-чуть более ответственно.