Провел десять дней в Саратове.

На этот раз наконец-то добрался до парка Победы, где под открытым небом выставлена приличная коллекция военной техники времен Великой Отечественной и более позднего периода. О ней на днях сделаю отдельный пост.

В остальном же все более-менее привычно: встречи с хорошими людьми, посещение памятных мест и т.д. и т.п. Вообще, конечно, память — штука веселая. Вот, например, для большинства саратовцев арка, располагающаяся между консерваторией и бывшем магазином «Мелодия» — это просто дырка в стене. Ну или бесплатный туалет, тут уж кому что.

А я помню времена, когда там не было мусорных баков и дурных запахов. Люди там просто ходили. Студенты консерватории — в столовую, а жильцы дома номер три — к себе. Прямо напротив арки, на некотором отдалении располагались два окна квартиры бабушки с дедушкой. Там прошла добрая половина детства. Теперь окон нет: новый хозяин квартиры сделал из квартиры магазин одежды. Насколько могу судить, торговля там идет так себе. Но заходить внутрь не могу. Один раз заглянул несколько лет назад, а там вроде другое все, а запах тот, старый… Очень тяжкий контраст.

Теперь все артефакты старых времен лежат в шкафах родительской квартиры. Вот, например, удостоверение деда по отцовской линии. О его профессии я, помнится, уже писал. Но из «корочек» все ясно.

Б. Вильянов

А вот телеграмма, где содержится первое печатное упоминание обо мне. Она была отправлена дедом своей маме (и моей прабабушке) в Астрахань, и после ее смерти вернулась обратно в Саратов.

Вильянов телеграмма

От самого же города, как обычно, впечатления тяжелые. При Дмитрии Федоровиче Аяцкове им худо-бедно занимались. Может по инерции с советских времен, может в силу неугомонного характера самого Д.Ф. Со вкусом у него, правда, все было не очень, но сейчас, годы спустя, его экстравагантные прожекты вызывают в основном положительные воспоминания. Полтора срока губернатора Ипатова, для которого, по слухам, эта должность стала своеобразным наказанием за дерзость, прошли для города абсолютно незаметно. Им не занимались ВООБЩЕ. Видимо, были дела поважнее. О деяниях назначенного недавно губернатора судить рановато, но сто дней его давно прошли, а сдвигов — пусть символических — не наблюдается…

Жители же, каждый день видя грязь, разруху и равнодушие как бы власти, тоже перестали делать вид, что любят город. Засратов, Сасатов — много интересных имен они придумали. И яростно поддерживают слова делами.

И в то же время появляются неплохие магазины и кинотеатры, открываются приличные рестораны. Оборонка, главная кормилица города в советские времена, потихоньку набирает обороты и уже не производит лопаты из титана. В городе немало состоятельных людей, и далеко не все они разбогатели с взяточничества (хотя и таких — порядочно). И рядом течет Волга, на берегу которой можно купить участок с домом и жить не без удовольствия.

Скучаю.