vilianov-real

В постепенно уходящем 2012 году одной из самых модных тем, которой посвящались колонки в технических (и не очень) изданиях, было отсутствие прорывных инноваций в выходящих на рынок продуктах. Конечно, что-то несколько улучшают, но радости от этого, в общем-то, не слишком много. Не подбрасывает от восторга до потолка, как в былые годы…

Действительно, поводов для восхищения и даже простого удивления стало поменьше. Но значит ли это, что инновации закончились? И да, и нет.

Во-первых, не стоит забывать, что с возрастом мы начинаем воспринимать все гораздо спокойнее. Недавно один читатель написал мне, что переход с Pentium II-266 на Pentium II-400 вызвал у него куда больше эмоций, чем покупка iPhone 5. Да и я тоже отлично помню, как в далеком 98 г. купил процессор Celeron 300A, а потом поменял свой экземпляр на другой, разгоняющийся до 450 МГц. Уже сколько лет прошло с тех пор, а до сих пор и стоит перед глазами дорога через зимний Саратов, переход через железнодорожные пути по мосту, процессор в коробке от кулера, тестирование стабильности работы под разгоном с помощью цикличной архивации данных общим объемом аж целый гигабайт… Покупку следующего процессора, Pentium III-500, помню уже не так отчетливо. А какая была у последовавшего за ним рабочая частота, просто вылетело из памяти… Не забудьте и о росте достатка: если в юности нам приходилось довольно долго копить даже на простенькие «железки», то сейчас мы можем, не задумываясь, пойти и купить их. А деньги откладываем уже на вещи куда более серьезные.

Во-вторых, теперь у нас есть гораздо больше возможностей узнать более подробно о новой технике задолго до ее официального анонса. Интернет (на DGL.ru уже были?), специализированные журналы, телеканалы — все они щедро снабжают нас слухами, большинство из которых оказываются вполне правдивыми. И когда устройства появляются в магазинах, им действительно нечем нас удивить, ведь мы все знали о них еще полгода назад, если не больше.

В-третьих, представители IT-индустрии окончательно осознали, что развитие по принципу «чем больше, тем лучше», больше не приносит плодов. Пользователи и, что еще важнее, компании перестали проводить модернизацию ради большего числа ядер в процессорах, дополнительных сотен мегагерц, пары мегапикселов и тому подобных достижений. Просто потому, что прок от таких усовершенствований почти невозможно «пощупать». В колонке обо всем не расскажешь, но, например, переход с 4-Мпикс камеры на 6-Мпикс в свое время имел смысл, потому что возросшее разрешение делало ее снимки пригодными для публикации в «глянцевом» журнале на целую полосу. А вот 12 Мпикс достаточно уже для журнального разворота, но лично мои фотоработы такой чести никогда не удостаивались и вряд ли это когда-нибудь случится, так что подобное разрешение для меня избыточно. Рост разрешения выше 12 Мпикс не вызывает никакого интереса: как по мне, лучше бы размер матрицы увеличивали, а дискретность не трогали. И таково мое мнение практически обо всех IT-новшествах.

И наконец, в-четвертых, самое главное. С каждым годом инновации обходятся компаниям все дороже. Следующие поколения устройств требуют более совершенных технологий и новых материалов. Оборудование, использовавшееся в прежнем производственном цикле, зачастую не подлежит модернизации, и его приходится либо списывать, либо продавать менее требовательным изготовителям с существенным дисконтом. Усложняется и контроль качества. Вы сами наверняка можете припомнить, с какими вопиющими недоработками порой сталкивались в первых партиях продуктов даже самых крупных и серьезных компаний. Поэтому, когда мы в очередной раз читаем об повышении затрат на R&D у того или иного бренда, то понимаем, что за этим кроется не столько неукротимая тяга к прогрессу, сколько суровая необходимость.

Между тем четыре года назад на IT-индустрию, как и на весь западный мир, обрушился затяжной финансовый кризис, острая фаза которого продлилась около года. Все это время большинство компаний заботило не светлое будущее, а мрачное настоящее. И, разумеется, они затягивали пояса. Естественно, бюджеты научно-исследовательских подразделений подвергались секвестированию в последнюю очередь, но и о резких их увеличениях речи не заходило. Да и в первую очередь ставились задачи по удешевлению производства уже выпускаемых продуктов, и только потом уже рекомендовалось кидать дерзкие взгляды в будущее.

С удешевлением всего и вся компании успешно справились. Не исключено, что эти «голодные озарения» нам еще аукнутся в виде сокращения реальных сроков службы новинок, но кто в наше время будет задумываться о судьбе устройств через два-три года? Да и финансовые неурядицы, по большому счету, не прекратились, разве что острый приступ сменился хроническим недомоганием. Представьте себя на месте любимой компании: будете ли вы при нестабильном доходе вкладываться во что-то очень дорогостоящее, не гарантирующее прибыли или хотя бы возврата инвестиций? Вот то-то и оно.

И все же не стоит думать, что прогресс всерьез притормозился. Уже с успехом идет поиск новой колеи развития. Мне почему-то кажется, что компании откажутся от дорогостоящего маркетингового навязывания потребителю выдуманных потребностей и начнут тщательнее прислушиваться к его реальным запросам. Это, конечно, гораздо сложнее, но в итоге приносит больше плодов при меньших затратах.