Работа журналиста полна занятных компромиссов. По мере того, как погружаешься в некоторые темы, ты знакомишься со знающими людьми. Почувствовав в тебе интерес и, главное, понимание предмета, они порой рассказывают крайне интересные вещи. Тебе бы хотелось рассказать о них всему миру, но ты это сделать не можешь. Точнее, конечно, можешь. И тебе за это ничего не будет. Но не можешь. Потому что, во-первых, подведешь хороших людей, а, во-вторых, утратишь возможность доверительного общения. Последнее порой ценнее зубодробительных фактов, потому что позволяет лучше понимать природу происходящих событий и делать правильные выводы. Ведь, как известно, хорошей аналитики не существует, существуют только хорошие источники.

Лирическое отступление: один мой знакомый издатель много лет путает общение в курилке с публичным, и дико удивляется – почему его знакомые, такие знающие и красноречивые люди, в публичных высказываниях костенеют и говорят банальности. А многие и вовсе не хотят ничего говорить «наружу». Из-за этого не сложилось уже два амбициозных проекта издателя, но он не сдается!

Особенно сложная для раскрытия тема – это безопасность во всех ипостасях. Ведь кто предупрежден – тот вооружен, а значит любое раскрытие деталей опасно как для нападающего, так и для защищающегося. Между тем, обеим сторонам говорить о себе надо. По разным причинам: продемонстрировать свою эффективность, найти заказчиков, предостеречь от новых атак. Но при этом детали можно сообщать только о делах давно минувших дней, поросших толстым слоем мха. И это, замечу, о мелочах, вроде недоработках в автосигнализациях или компьютерных вирусах. А когда речь идет о вопросах государственной важности, лучше подождать, пока участники событий выйдут на пенсию или вовсе отойдут в мир иной. Чтобы чего не вышло.

израильская армия компьютерные сети сетевые технологии

Вот и сегодняшняя история. Как уже писал недавно, в израильской армии есть отдельный род войск – «сетевики». Они занимаются цифровой безопасностью. Официально все заточено исключительно под защиту от внешних воздействий, но на практике, возможно, речь идет об обоюдоостром оружии (кстати, в здании израильского генштаба на каждом этаже висят предупреждающие плакаты, что Facebook, Twitter и другие популярные сервис могут в прямом смысле убивать, если выкладывать туда неподходящую информацию). Меня интересовало – как туда попадают солдаты. При всем уважении к более традиционным родам войск, значительная часть требуемых в них навыков может быть довольно быстро привита любому физически и умственно здоровому молодому человеку. Разного же рода компьютерные ухищрения требуют особого склада ума, огромной базы данных внутри черепной коробки, наконец – немалой технической прокачки. И если начинать с нуля, то трех лет службы в армии может и не хватить…

Об этом мы недавно беседовали со знающим человеком из ЦАХАЛа. Настолько знающим, что упоминать его имя целиком нельзя, только первую букву — Д. Он преподает на курсах по защите от кибератак для солдат Армии обороны Израиля. Внутри армии существует понимание, что при нынешнем проникновении «цифры» во все сферы ее жизнедеятельности, без должной защиты можно мгновенно утратить боевую эффективность.

Отбор на курсы многоуровневый. Он порой начинается еще до армии, в старших классах школы. Разного рода научные конкурсы по формальным наукам и IT, аналоги наших олимпиад – к их результатам внимательно присматриваются и, когда приходит время, победители могут получить предложение развить свои способности. Д. подчеркнул, что изначальные сверхпознания в компьютерах не так важны, как умение правильно думать. Не в лоб, а сверху и наискосок. Только так можно увидеть за деревьями лес и сделать правильные выводы. «Надо ощущать события в сети так же остро, как в своем собственном теле», — так звучит дословная цитата. Что же до прикладных знаний, том им обучают уже в армии и это, по словам моего собеседника, занимает не так много времени.

израильская армия компьютерные сети сетевые технологии

На курсы по защите от кибератак попадают в начале службы, после прохождения обязательного КМБ (курс молодого бойца). И в дальнейшем, скорее всего, служба будет связана именно с безопасностью. А возможно и вся жизнь. Не секрет, что после выхода на гражданку многие айтишники продолжают заниматься тем же, чем и в армии, и с этим отчасти связано огромное число технологических стартапов в Израиле.

Первый этап курсов продолжается 4 месяца, но, фактически, обучение не заканчивается никогда, потому что технологии меняются непрерывно, и конкретные знания могут устареть раньше, чем удастся их применить. Как говорится, драться научить можно, а думать — нельзя. Предполагается, что думать умеют уже все, пришедшие на курсы. И это поможет им так отшлифовать навыки, чтобы уметь сработать на опережение.

Наверное, будь я автором сценария сериала о компьютерщиках в форме, накрутил бы и героических событий, и гениальных озарений, и (как без них?) романтических историй. Но я просто рассказываю, как есть. Умные ребята напряженно смотрят в экран и решают проблемы.

Служба такая.

израильская армия компьютерные сети сетевые технологии

фотографии предоставлены пресс-службой Армии обороны Израиля