Я вас категорически приветствую.

Сегодняшний выпуск рубрики “В цепких лапах” посвящен очередному первому российскому смартфону, именуемому YotaPhone. Однако выпуск будет довольно необычным, потому что, несмотря на все заявления производителя, по состоянию на конец декабря русское чудо в продаже так и не появилось. Тем не менее, говорить о нем можно и нужно. Потому что история с «йотофоном» вышла насколько забавная, настолько и симптоматичная для нашей богатой и причудливой страны.

Начать следует с самого начала. В 2008 году внезапно появилась компания «Скартел». Она устами своего обаятельного генерального директора Дениса Свердлова пообещала приобщить россиян к чудесам технологии мобильного WiMAX. Суть технологии – в обеспечении скоростного доступа в Интернет по воздуху. Максимальная скорость составляла 40 мегабит в секунду, а реальная – в районе шести-восьми. По нынешним временам довольно скромно, но надо понимать, что в 2008-м году не то, что LTE, даже 3G было большой редкостью. И для многих небольших компаний, которым владельцы бизнес-центров впаривали доступ в Интернет втридорога, безлимитка от “Скартела” за 900 рублей в месяц показалась чуть ли не спасением. Продавалась услуга под брендом Yota.

В легенде о высокотехнологичном и эффективном «Скартеле» имелся небольшой изъян. Немного подозрительно, когда никому не известная маленькая компания вдруг получает дефицитные частоты для своей сети, а также немалые деньги на развертывание инфраструктуры сразу в нескольких городах. Это как бы намекало на наличие крайне серьезных и доверительных связей на самом-самом верху. Большую поддержку, в том числе и финансовую, оказывала корпорация Intel, считавшая WiMAX чем-то очень перспективным. На удивление скоро Yota заработала в Москве, Петербурге, Уфе, Краснодаре и Сочи. Появился смартфон HTC, поддерживающий WiMAX, несколько модемов, а также довольно необычный для своего времени роутер-яйцо. Наконец, поддержка WiMAX прокралась во многие ноутбуки и нетбуки.

Но всего через пару лет, в начале 2010-го, всё стало как-то разлаживаться. Становилось очевидным, что WiMAX – тупиковая история, и полноценной альтернативой 4G стать не сможет. Деньги у «Скартела», по всем признакам, то ли кончались, то ли использовать их стали как-то более интересно. По крайней мере, имевшаяся сеть базовых станций практически не развивалась. Очень скоро в местах массового скопления пользователей, вроде крупных офисных центров и компьютерных рынков, пользоваться «йотой» стало невозможно. Модемы банально не могли подключиться к перегруженной сети. «Скартел» попытался дерзко рвануть вперед паровоза и 31 августа 2010 года с помпой запустил в Казани сеть LTE. То есть – 4G. Но, похоже, у каждых связей есть некий предел. И торжественно запущенную сеть закрыли уже на следующий день.

Так бы, наверное, «Йота» и зачахла потихонечку, но всплыла пикантнейшая подробность. У маленькой, но очень гордой компании случайно (случайно!) оказались лицензии на все частоты, необходимые для развития сетей четвертого поколения. И когда они понадобились МегаФону, Билайну и МТС, пришлось идти к «Йоте» на поклон. Ясное дело – с дарами. Потом последовал период закулисных переговоров, по итогам которого право развивать LTE самостоятельно появилось у каждого оператора, а сам «Скартел» со своим брендом был приобретен МегаФоном. Генеральный директор Денис Свердлов за большие заслуги перед отраслью был назначен заместителем министра связи. Правда, ненадолго. Официальная причина отставки – наличие у супруги дома во Франции. А как уж там на самом деле – не очень и интересно.

Работа над YotaPhone началась еще в 2010-м году. Он должен был выйти в 2011-м и стать первым в мире, поддерживающим технологию LTE. Продавать аппарат планировали за 25-30 тысяч рублей. Дизайн его разрабатывал некий выходец с Украины, поразивший Дениса Свердлова своими уникальными способностями. Как мы теперь знаем, в заявленные сроки ничего выпустить не удалось, и первый в мире LTE смартфон шустро соорудили корейцы. Таинственный украинский дизайнер напрягся и затаился.

Новый импульс история со смартфоном получила в 2011-м году, когда от Йоты отпочковалась ее мастерская по допиливанию для использования в собственных сетях модемов и роутеров различных производителей. Она получила название Yota Devices и принялась что-то усердно сооружать. Нанимали за хорошие деньги людей в разных странах, таинственно намекали на небывалые достижения, однако в конкретику не вдавались. Она появилась только в январе 2013 года, когда узкому кругу журналистов показали прототип «йотофона» — первого в мире аппарата с двумя экранами. Спереди обычный, цветной, а сзади – черно-белый, зато на электронных чернилах. Дело было на выставке Consumer Electronics Show, проходящей в Лас-Вегасе. Точнее, рядом с выставкой, потому что стенда у Yota Devices там не было, и прототип давали пощупать в гостинице по соседству. В таком способе общения с прессой, к слову, ничего зазорного нет. Очень многие компании, не желающие тратить время на зевак, снимают небольшие ресторанчики или номера в отелях, и выборочно зовут нужных людей туда.

В феврале того же года YotaPhone привезли на Mobile World Congress в Барселону, и уж там-то на него мог полюбоваться практически каждый. Сотрудники Yota Devices во главе с генеральным директором Владиславом Мартыновым объясняли – как это круто, когда у смартфона два экрана, а один – на электрических чернилах. Вот, например, хочешь книжку почитать – выводишь ее на второй экран и наслаждаешься. И глазам приятно, и батарейка не садится. Имеется возможность вывести на все тот же электрочернильный экран ленту твиттера – и следить за новыми постами в фоновом режиме, не насилуя батарейку. Наконец, во весь экран можно вывести какой-нибудь дорогой сердцу портрет, и будет он украшать тыльную часть на радость тебе и окружающим.

В продажу эту красоту обещали пустить в октябре все за те же 25-30 тысяч рублей. Однако, по доброй традиции, обещание сдержано не было. Видимо, таинственный украинский дизайнер в последний момент испытал лютый прилив креативности. Не заметный, впрочем, невооруженным взглядом.

В ноябре на прилавках тоже ничего не появилось. А 4 декабря состоялась довольно пафосная презентация чудо-смартфона, где уже упоминавшийся Владислав Мартынов прочитал на английском презентацию, дивно скопированную с выступлений Стива Джобса. Почему «первый российский смартфон» нельзя было представить на русском языке, обеспечив всем желающим синхронный перевод – понятно средне. Наверное, чтобы подчеркнуть международные амбиции. Но, наверное, и презентацию тогда имело смысл провести где-нибудь в Лондоне, а не в Парке культуры и отдыха имени Горького, разбитом в самый разгар тоталитаризма. Иначе у слушателей, абсолютное большинство из которых предпочитает говорить и писать на русском, возникают странные вопросы.

На презентации было объявлено, что YotaPhone будет стоить не тридцаточку, а 19 990 рублей, и поступит в продажу вот прямо сразу. Однако потом последовало уточнение: прямо сразу – это только в фирменную розницу Yota, а в нормальные магазины, вроде «Связного» или «Евросети» — только 15 декабря. Также объявили о планах продавать смартфон в Европе по 499 евро. Конкретных дат, правда, не назвали. То ли в первом, то ли во втором квартале 2014 года. Надо думать, терзаемые кризисом европейцы тут же отслюнявили по пять стоевровых бумажек и принялись ждать, с надрывом поглядывая на календарь.

Правда, и с российскими продажами получился какой-то цирк. Перед презентацией гулял слух, что YotaPhone выпущен тиражом аж 250 аж, и вот он-то в продажу и поступит. Так оно или нет – науке точно не известно. Однако на практике шанс купить YotaPhone был только в первый день, а потом смартфон бесследно исчез. И 15 декабря, как было обещано, на прилавках не появился. Осведомленные источники сообщили, что в Yota Devices применили уникальную бизнес-модель: более-менее массовое производство планировалось начать только после презентации и сбора предзаказов. Но план дал трещину! Поставщики компонентов не подвезли их в нужном количестве. И сборка была отложена до лучших времен. Ведь предсказать такой форс-мажор жителям страны, где каждый год ВНЕЗАПНО выпадает снег, было абсолютно невозможно.

Но может быть YotaPhone настолько крут, что стоит ждать его еще целый год? Давайте разберемся. Внешне аппарат напоминает обычный китайский кирпич образца 2011 года. Весит без малого 150 граммов. Толщина неравномерная, но в самом толстом месте она равна одному сантиметру. По нынешним временам это немало. Если не знать, что перед нами уникальная разработка отечественных гениев, YotaPhone легко можно принять за безымянную китайчатину тысячи за четыре. А широченные рамки вокруг обоих экранов подчеркивают архаичность конструкции.

Начинка, впрочем, тоже вдохновляет средне. Работает смартфон на двухъядерном процессоре Qualcomm позапрошлого поколения. Такие сейчас если и ставят, то в аппараты очень среднего уровня, за которые просят от силы десятку. Диагональ основного экрана 4.3 дюйма, разрешение – 1280х720 точек. В общем, тоже повода для восторга не возникает. Объем набортной флэш-памяти составляет 32 гигабайта, из них пользователю доступно 26. Расширить объем нельзя, потому что разъем для карточки попросту отсутствует. Наверное, не вписывался в гениальный дизайн.

Об экране на электронных чернилах сказать особо и нечего. Чернила, как чернила. На глазок – не самого нового поколения, потому что заметен уклон в серый цвет. Но для чтения сгодится. Если, конечно, вам нравится идея читать на маленьком экране с диагональю 4.3 дюйма. Кстати, задний экран не сенсорный. Поэтому манипуляции с ним довольно затруднительны.

Работает все под управлением Android версии 4.2. Выглядит он совершенно стандартно – точно так же, как на недорогих китайских аппаратах. Единственное отличие в нескольких приложениях, написанных специально для работы со вторым экраном. Работают они не очень стабильно, но пользоваться можно. Если, конечно, захотите. Потому что лично у меня эта пронзительная инновация вызывает ряд вопросов.

Вот нам говорят – выводите на энергонезависимый экран SMS, календарь с планом встреч и ленту социальных сетей. А зачем, простите? Чтобы каждый желающий мог прочитать, когда телефон лежит на столе? Так может имело смысл тогда сделать неотключаемую функцию зачитывания всей личной информации через мощный динамик? Ну, чтобы никто уж точно ничего не пропустил. Большинство людей наоборот отключает вывод всякого на заблокированный экран. Во избежание, так сказать. А тут – вон чего предлагают. Спасибо, почему-то не хочется. Что касается чтения, то на задний экран нельзя вывести интернет-страничку и задумчиво ее листать. Нет, такое возможно только для книг в популярных форматах, вроде FB2. Но матерые книгочеи давно обзавелись нормальными читалками, и их этой 4-дюймовой мелочью не заинтересуешь.

Еще один важный момент. Как известно, смартфон – штука довольно хрупкая. И при падении на экран с последним обычно случается нехорошее. Только вот в случае чего-то более стандартного вероятность неудачного приземления обычно 50х50. А тут она уверенно стремится к сотне, потому что экраны-то с двух сторон. Опять же, стандартную конструкцию можно защитить при помощи чехольчика или бампера. Здесь не подходит ни то, ни другое, ибо чехол закроет инновационный задний экран, а бампер невозможно подобрать из-за неравномерной толщины аппарата. Под YotaPhone надо делать специальную модель, но, с учетом популярности русского чуда, под это вряд ли подпишутся даже самые голодные китайцы. Так что покупать YotaPhone можно только очень аккуратным гражданам с твердой рукой и стойким отвращением к любым способам расширения сознания.

Кстати, а чего же такого российского в этом очередном первом российском смартфоне. Очередном – потому что их уже парочка была. Просто об этом стыдно вспоминать даже людям, заработавшим на данной разновидности патриотизма неплохие деньги. Дизайн у YotaPhone, скажем так, интернациональный. И это еще хорошо, что его придумал гений с Украины. Вот был бы он из Молдавии, на выходе получился бы не кирпич, а плитка. Все компоненты, от процессора до экранов, разработаны и изготовлены далеко за пределами России. Операционная система американская. Сборка – и та сингапурская. Скажете, компоновка наша? Ну так ей гордиться особенно не приходится, потому что неизвестные китайские умельцы штампуют новые модели смартфонов сотнями, и получается у них довольно ловко. Есть ли повод радоваться, что и мы этому научились? Пожалуй, да. Но надо еще посмотреть – как получилось. А то вдруг по доброй китайской традиции тоже использовали вместо припоя жеваную туалетную бумагу.

Подлинно российское происхождение имеют только приложения, отвечающие за взаимодействие операционной системы со вторым экраном. Тут да, не поспоришь. Наше. Однако в целом вся эта идея сильно напоминает классическое произведение Николая Лескова “Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе”. Там, если помните, наш мастер тоже снабдил иноземное устройство дополнительными элементами. А то, что работать оно после этого толком перестало – так это мелочи, зато англичанам нос утерли. И ненадолго получили повод для национальной гордости.

Подвожу итог.

Еще совсем недавно, двадцать с небольшим лет назад, в нашей стране была своя электронная промышленность. Она не могла на равных конкурировать с лучшими японскими и американскими производителями, однако выпускала настоящие компьютеры, где абсолютно все компоненты имели отечественное происхождение. За двадцать лет эта промышленность была успешно развалена. По крайней мере, на уровне потребительской техники от нее не осталось вообще ничего. И сейчас невозможно представить компьютер, разработанный и сошедший с конвейера где-нибудь в Пензе. Хотя раньше их там делали сотнями тысяч.

Поэтому никакого российского смартфона на данном этапе развития отечественной промышленности нет и быть не может. Все, на что мы способны – компоновать что-то из готовых компонентов. Как дети из конструктора Lego. Причем действительно свежие детали нам никто не даст, их не хватает даже производителям гораздо серьезнее Yota Devices. И в результате просто неприлично говорить о вещах, вроде убийства айфона и покорения зарубежных рынков. Это вызывает только недобрый смех. И усложняет жизнь следующим проектам, которые, возможно, окажутся поприличнее.

В проекты, вроде YotaPhone, вкладываются немалые государственные деньги. Как говорится, наши с вами. Я ни в коем случае не хочу сказать, что в электронику вкладываться не надо, давайте купим все готовенькое и будем радоваться. Нет. Но и попытки так вот сразу, с кондачка сделать готовое устройство – это профанация. Деньги на ветер. Во времена проклятого Сталина с участниками подобных проектов нередко случалось нехорошее.

Многие журналисты смеются над Роснано, а ведь там, между прочим, делают куда более осмысленные шаги. Вкладываются в технологии нанесения на электронные платы специального покрытия, делающего их невосприимчивыми к влаге. Купили долю в компании, разработавшей радиомодули нового типа. И все это с оговоркой, что часть исследовательской работы должна непременно вестись в России. Вот так, набираясь опыта и взаимодействуя с серьезными производителями, можно постепенно дорасти и до российского смартфона. А пока я вижу лишь регулярные попытки накормить новорожденного ребенка салом. Младенца от такой заботы в лучшем случае стошнит. Так почему бы его сначала не вырастить, чтобы однажды он сам решил – с кем выпивать и чем закусывать?

Надеюсь – дождусь. А на сегодня это все.

До новых встреч.