— А что это за шаги такие в Лондоне? — спросил iPod Video,
проигрывая клип с черным репером в формате Quicktime.
— А это нас убивать идут, — ответил Стив Джобс и выпил стопочку коньяку.
— А, ну-ну, — ответил на это iPod Video.
Почти по «Мастеру и Маргарите»

Убийство iPod’а становится чем-то вроде изысканной забавы для многочисленных коллег компании Apple по плейерному бизнесу. Они стреляют стоя, лежа, с колена, из-за угла (если речь идет о безымянных китайский поделках) и даже в упор (когда за ружье берутся известные всем бренды). Но вот отгремели выстрелы, довольные стрелки провели пресс-конференции и разошлись по домам, а iPod, схлопотав очередную серебряную пулю, на поверку оказавшуюся пыжом из старой газеты, продолжает здравствовать, принося Apple неприлично высокую прибыль и, как и положено опытному оборотню, появляясь на рынке все в новых и новых обличиях.

С течением времени рынок осознал, что убить iPod банальным повторением внешнего вида и накручиванием характеристик невозможно: сила этого зверя не столько в техническом совершенстве, сколько в коктейле из нарочитой (но элегантной) простоты управления и дизайна с щедрыми добавками агрессивного маркетинга. Грамотно смешать те же ингредиенты в новых пропорциях, добавить немного специй и доходчиво растолковать всему миру, что только новый рецепт имеет право на существование пока анонимному китайцу не под силу. Поэтому айподоненавистники с нетерпением ждали — ну когда наконец кто-то из грандов хоть чем-нибудь выстрелит в сторону нового iPod Video? Если не серебряной пулей, так хоть щедрой порцией соли. Выстрел раздался восьмого декабря в Лондоне, и, кажется, на этот раз не холостой — ведь стрелком выступила компания Creative Labs.

Мы по-прежнему продолжаем ассоциировать ее с легендарным брендом SoundBlaster, но сегодня главные прибыли Creative получает с торговли наборами акустики собственного изготовления, занимая первое место в мире по объему производства. Любопытен и тот факт, что более пятидесяти процентов мировых продаж Creative приходится на долю разнообразных плееров, и восемь миллионов отгруженных устройств за год позволяют компании заявлять, что она занимает второе место в мире на этом быстро растущем рынке. Замечу, правда, что впечатляющие объемы продаж не означают рекордной прибыльности. Так, в беседе со мной Жан-Марк Дюпюи (Jean-Marc Dupuis), отвечающий за продажи и маркетинговую активность Creative в Европе, на вопрос «Следует ли ожидать дальнейшего снижения цен на цифровые проигрыватели?», не без грусти воскликнул: «Вы считаете, что цена должна снижаться? А я бы вот хотел, чтобы плееры хоть немного подорожали!». Действительно, конкуренция на этом рынке жесточайшая, и крупные производители плееров вынуждены отдавать свой товар чуть ли не по себестоимости, потому что с одной стороны тропы войны стоит Apple, заключивший выгоднейший контракт на поставку флэш-памяти с одним из корейских монстров (1), а с другой наседают множество демпингующих малюток китайского происхождения, не стесняющихся сдирать продукцию грандов «в ноль».

Но конкуренция производителей всегда играет на руку нам с вами, и, чтобы еще раз убедиться в этом, давайте познакомимся с представленным в Лондоне Creative Zen Vision:M — действительно универсальным плеером с солидным набором функций и достаточным запасом бортовой памяти. Замечу, что маркетологи Creative нагнали достаточно таинственности — за несколько недель до презентации многие из моих коллег озадаченно рассматривали в Сети зацикленный флэш-ролик, где под восторженные стоны публики лучи прожекторов выхватывали из кромешной темноты фрагменты какого-то плеера, до боли напоминающего… iPod, покрашенный в веселенький зеленый цвет. Фанаты Zen (есть и такие!) из высветившихся кусочков составили предварительный портрет героя, но его технические характеристики, по идее, должны были оставаться тайной до утра 8 декабря. Должны, но не стали: первая презентация Vision:M состоялась в Азии на день раньше, и в ночь перед лондонской версией я, сидя в гостинице, уже изучал в Сети фотографии «креативного убийцы» и его подробное описание. Первая новость — слегка шокирующая — заключалась в удивительном сходстве Vision:M понятно с кем: длина и ширина изделия Creative такие же, как у iPod последнего поколения (2), а толщина на 7.6 миллиметров больше: 18.6 против 11 (3). Не удалось Creative и удержать вес на уровне конкурента: Vision:M тяжелее на 27 граммов (163 против 136 у iPod), что не критично в повседневной жизни, но уж точно даст фанатам «айподов» немало поводов для едких шуток. Зато совпадают параметры дисплея: у обоих диагональ по два с половиной дюйма с разрешением 320х240 точек, только вариант от Creative умеет отображать до 262 144 оттенков, а iPod ограничен 16-битной палитрой. Управляется Vision:M комбинацией из 6 кнопок и вертикального тачпада, так что характерное для изделий Apple кольцо отсутствует, но, как ни крути, внешнее сходство у этой парочки просто удивительное. Однако близкое знакомство с возможностями обоих показывает, что продукт Creative совершеннее и, самое главное, удобнее своего «яблочного» коллеги — особенно если вы работаете за компьютером с операционной системой Microsoft. По крайней мере, я пришел к таким выводам в ночь после презентации, когда у меня была возможность уединиться с экземпляром Vision:M в гостиничном номере.

Во-первых, у нового плеера чрезвычайно удобный софт. Я терпеть не могу разнообразных посредников между мной и плеером, предпочитая, чтобы последний определялся компьютером, как USB Mass Storage Device, но в данном случае вынужден признать, что авторы Zen Vision:M Media Explorer проявили тактичность и смекалку. Разнообразные файлы на 30-гигабайтный жесткий диск можно закачивать в режиме drag’n’drop, а если, скажем, в папке с музыкой обнаружится картинка с обложкой альбома, программа вежливо предложит сохранить ее вместе с другими изображениями. Во-вторых, Zen поддерживает чуть ли не все видеоформаты, включая MPEG2, WMV9, Motion-JPEG, DivX 4/5 и XVid, а если вдруг встретится какая-то экзотика, Media Explorer предложит встроенными средствами конвертировать ее в понятный для плеера вид. Возникает такая потребность нечасто, потому что Vision:M охотно проигрывал все файлы с расширением AVI, обнаружившиеся на жестком диске ноутбука, не требуя предварительного изменения разрешения. Зато на фильмах в формате Windows Media возникла заминка: софт известил меня, что все имеющиеся у меня файлы кодированы в WMV1 и WMV2, а он ничего, кроме WMV3 и знать не хочет. Для пробы прогнал через конвертер короткометражный фильм продолжительностью 27 с небольшим минут, и при максимальных настройках качества через полчаса трудов 3-гигагерцового Mobile Pentium 4 получил «съедобную» для Zen версию (4). Замечу, что iPod поддерживает довольно экзотические MPEG4, H.264 и MOV, а без конвертации в разрешение 320х240 обойтись не удастся. Конвертер в комплекте не поставляется и обойдется порядочному гражданину в $29. Смотреть кино на экране Zen (равно как и iPod) вполне комфортно, только не советую закачивать в плеер широкоэкранные фильмы — тогда детали становятся уж слишком мелкими. Полного заряда батареи, по данным Creative, должно хватить на 4 часа просмотра; запас энергии iPodа иссякает в два раза быстрее. Интересно, что в режиме прослушивания mp3 оба «живут» одинаково — по 14 часов.

Creative Zen Vision:M

Разумеется, на том же экране можно рассматривать фотографии в форматах JPEG, GIF, BMP и TIFF (5), причем как в уменьшенном разрешении, так и в оригинальном, ползая по нему с помощью кнопок управления. Еще в Vision:M обнаружились две функции, напрочь отсутствующие в конкуренте, а именно диктофон и радиоприемник. О важности первой ничего говорить не приходится, а вот насчет второй я так и не определился. С одной стороны, сам радио не слушаю и вряд ли начну в ближайшее время. С другой, приемник удобный, сигнал ловит уверенно, а трансляцию нажатием одной кнопки можно записать на жесткий диск, и если вы испытываете потребность в этой функции, данная реализация не разочарует. Добавлю, что от винчестера плеера можно «откусить» до 16 гигабайт, превратив их в обычный USB-драйв с приличной производительностью: до 9.5 Мбайт/с при записи и до 7.5 — при чтении.

Основатель и владелец Creative Сим Вонг Ху (Sim Wong Hoo) показывает насколько стремительным будет проникновение Zen Vision:M на рынок
Основатель и владелец Creative Сим Вонг Ху (Sim Wong Hoo) показывает насколько стремительным будет проникновение Zen Vision:M на рынок

О качестве звучания много писать не буду — оно, с учетом ограничений самих аудиоформатов, практически безупречно у обоих конкурентов, да и, честно говоря, у большинства породистых mp3-плееров. Гораздо интереснее сравнить цены: ведь если при тех же размерах, сходном дизайне и ощутимо большей функциональности Zen Vision:M будет стоит дешевле конкурента, последнему придется несладко. Увы, пока можно оперировать лишь рекомендованной ценой в $349, которая, когда плеер доберется до магазина, может ощутимо подрасти. Так, рекомендованная цена 30-гигабайтного iPod Video $329 (6), а в России его можно купить, в лучшем случае, за $400. На локализацию Vision:M времени не требуется (уже в протестированном экземпляре присутствовал русскоязычный интерфейс), так что давайте просто дождемся появления плеера на отечественных прилавках. Схватка гигантов — это всегда занимательное зрелище, а сильнейшего так приятно поддержать материально…

Искренне Ваш, Сергей Вильянов

Примечания:

1 — Именно это во многом и объясняет относительно доступную цену «безвинчестерных» iPod’ов.

2 — Vision:M на миллиметр шире, но на глаз эта разница не заметна.

3 — Здесь и далее сравниваются 30-гигабайтный версии устройств; iPod с 60 гигабайтами на борту имеет толщину 14 мм.

4 — Занятно, что при установке минимального уровня качества скорость работы конвертера изменилась незначительно: тот же файл был обработан за 24 минуты.

5 — Последние три будут на лету переформатированы в JPEG.

6 — Замечу — в комплекте с iPod не идет внешнее зарядное устройство и перекодировщик фильмов, которые добавили бы к цене еще $58.