Прилетев в Штаты, я в шутку написал в твиттере, что, мол, сейчас наконец-то расскажу всю правду о России. И получил ряд ответов из серии «Нехер хаять родину», и «Ага, падла, раскрылся». Получается, что даже граждане, считающие себя патриотично настроенными, под «правдой о России» подразумевают только нехорошее. Что же тогда думают остальные?

Мое отношение к России за 38 лет не раз менялось. Сначала я к ней вообще никак не относился. Лет до 10-11, думаю. Потом мне попались романы Валентина Пикуля. Начитавшись их и другой подобной литературы, я стал полагать, что была великая Российская Империя. А потом пришли большевики и все испортили. Вот даже странно: Пикуль был абсолютно лояльный власти мужчина. Писал правильные для власти вещи. Редактировали его сурово. И вот поди-ка ты, между строк умудрялся запрятать нехорошее. Валентин Саввич не дожил до полного крушения СССР, но успел на дорожку написать про Великую Отечественную. И такую яростную херню, что дух захватывает. Очень яркий писатель был Валентин Пикуль. Крайне талантливый и трудолюбивый. Но историком он был крайне недотошным и тенденциозным. А, как человек, и вовсе говном. Если думаете, что клевещу на уважаемого автора, почитайте мемуары его второй жены. Она относилась к этому супружеству, как к своего рода служению, но если откинуть в сторону мысли восторженной недалекой дамы, портрет сложится специфический.

После романов Пикуля стал читать более серьезную литературу. Большое спасибо Владимиру Резуну — натолкнул на массу интересных книг. Он из них брал, правда, только очень специфические куски, и переиначивал цитаты под свои нужды. Но оригиналы от этого хуже не становились. Плюс периодика разных лет, плюс статистические сводки. Много чего через голову пропущено. Со временем стало понятно, что никакой Великой Империи, в общем-то, никогда не было. Были разные степени натяжения вожжей и навыков полировки фасадов. И что большевики пришли очень даже неспроста (писал об этом довольно подробно здесь).

И стало мне казаться, что в России всегда все было примерно одинаково. И, наверное, будет также. А вся настоящая жизнь происходит за ее пределами. Особенно, конечно, в Штатах. И страшно бесило, что происходит она без меня.

И вот живешь ты в условном Саратове. Читаешь книги, фильмы смотришь, новости читаешь. И злоба накапливается. Почему, почему ты здесь, а не там? Почему не можешь купить билет, эффектно войти в самолет и отправиться жить в элитное бунгало на берегу синего-синего океана? Почему вместо этого твой предел — это дача на Волге? Кто в этом виноват? Россия, конечно, кто ж еще? Не ты же.

А потом вдруг выяснилось, что нет никаких преград. Что можно взять и улететь. И я улетел. Нашел место, где живут очень близкие и понятные мне люди. Которые думают, как я. И шутят, как я. Такое душевное родство вовсе не означает желание озолотить меня. Но хорошая шутка — дороже денег.

И когда этот искусственный забор, отделяющий меня от остального мира, рухнул, я увидел Россию совсем по-другому. Оказалось, что многие блага, которые мы и благами-то никогда не считали, за рубежом считается признаком крайне высокого образа жизни (например, загородный домик на Волге). Что наша бедность по сравнению с забугорьем довольно условна, и цифры пособия по безработице, которые мы любили сравнивать со своими зарплатами в девяностых, без привязки к местным тратам, мало что значат. И что в целом злая нищая «рашка» живет исключительно в отдельных головах, равно как и разруха — в сортирах. И, главное, если начать относиться к работе с тем же трепетом и энтузиазмом, как в «развитых странах», ты очень быстро построишь вокруг себя заветный европейский образ жизни. А то и что получше.

Главная проблема России, на мой взгляд, в абсолютно безжалостном отношении ее граждан к себе и окружающим. Мы не любим и не уважаем себя. И, как следствие, не можем полюбить других. Когда зачатки такого уважения появляются, жизнь начинает быстро меняться к лучшему. Но, к сожалению, улучшение течения болезни принимается за полное выздоровление, лечить перестают — и в результате пациент дает дуба. И возрождается снова, как известная птица. И снова помирает.

Полюбим ли мы себя когда-нибудь? Да хрен его знает. Пока ни разу не получалось. Вот сейчас снова заметны обнадеживающие нотки, но надолго ли?

Мы никогда не догоним и не перегоним Америку, если только ее же собственные правители этому не поспособствуют, натворя феерических глупостей Как показывает история, надеяться на это наивно и смешно. Но Россия дает для жизни, именно для настоящей человеческой жизни, очень много. Как бы нам уже перестать мечтать жить в фильмах, выключить телевизор и с удовольствием оглядеться по сторонам…