Обзор Fiio K7: недорогой USB-звук с замахом на Hi-Fi
- 10/05/2023
- 👁 11 169 просмотров
- 0
Отсель грозить мы будем Sound Blaster
После обзора звуковой карты Creative Sound Blaster X5 я не мог успокоиться. Выходило, что устройство за 30 тысяч играет прилично, но не безупречно. А между тем на разных площадках за 15-20 тысяч продаются USB-ЦАПы, обещающие натуральный Hi-End. И, главное, в форумах подтверждают – да, играют годно, можно брать даже для планаров (высшая форумная похвала). Чтобы проверить гипотезу, я купил несколько относительно недорогих ЦАПов, и сегодня мы поговорим о первом из них – Fiio K7.
Где брать ЦАП?
Уточню, что ЦАП – это цифро-аналоговый преобразователь, а цапает он разве что за кошелек. Мне хотелось купить что-то на пробу побыстрее, поэтому сначала прошелся по местным магазинам. Цена там примерно на треть выше, чем на AliExpress, но уж очень хотелось начать слушать максимум на следующий день. По совету знакомых заказал Fiio K7 в Pult.ru, и остался, скажем так, в недоумении. ЦАП значился, как имеющийся в наличии. Сначала мне позвонили и сказали, что не знают – так ли это. Обещали проверить и перезвонить. Не перезвонили. Дней через пять я написал сам – мол, ребятки, как жизнь аудиофильская, все ли хорошо? Тогда мне все же позвонили. Говорят – ну мы ваще без понятия, где у нас что есть. Наверное, в каком-то из регионов валяется на витрине. Хотите, мы поищем это говно и привезем? Я почему-то отказался от предложения. И решил больше с «Пультом» не связываться.
Ждать 2-3 недели с Алиэкспресса сил уже не было никаких, поэтому купил Fiio K7 на Авито. Аудиофил из небольшого городка в Ивановской области брал его на послушать, и через некоторое время решил двигаться в более высокий ценовой сегмент. Буквально за 3 дня все приехало в лучшем виде. Следующий ЦАП, Aune X1s GT, заказан уже на Али, и его я жду к концу мая.
Почему Fiio K7?
Компания Fiio буквально с момента создания в 2007 году стала демонстрировать умение обеспечить оптимальное сочетание цены, аппаратных возможностей и качества звука. Я слушал много их устройств, от плееров до ЦАПов, и каждый раз бывал приятно удивлен. Нащупать баланс, и не сделать отстой за кучу денег, или, наоборот, безукоризненный шедевр за гроши – это очень круто.
Fiio K7 – это бюджетная по меркам мира Hi-Fi модель (15-16 тысяч рублей), которая является развитием вышедшего год с лишним назад Fiio K5 Pro ESS. Также в этой модели есть элементы флагманского (на данный момент) ЦАПа Fiio K9, который стоит от 60 тысяч рублей.
Меня в ней заинтересовали следующие особенности:
- Честный балансный выход. К сожалению, на рынке довольно много недорогих ЦАПов, где «баланс» сделан в качестве переходника со стандартного выхода. Причем порой довольно кривого переходника.
- Мощный для своего класса усилитель – до 2000 мВт при импедансе 32 Ом и до 560 мВт при 300 Ом. В К7 стоят те же усилители, что и в К9 Pro — THX AAA 788+. Они не очень дорогие, но такая… преемственность приятна.
Декодер XMOS XUF208 перекочевал в K7 из K5 Pro ESS. Цифро-аналоговые преобразователи новые, AK4493SEQ (по одному на канал). По сравнению с предшественником улучшилось соотношение сигнал/шум.
Ну и, в общем, все. Никаких особых изысков тут нет. Даже разъемы не позолоченные, представляете? Спасибо хоть корпус алюминиевый.
В комплекте идет импульсный блок питания, что, конечно, по аудиофильским меркам совершеннейшее фу-фу-фу. Но, если прям сильно будет бесить, можно подобрать нормальный.
Меня в Fiio K7 интересовало только подключение по USB, но для ценителей есть «тюльпанчики» (и на вход, и на выход), а также оптический интерфейс.
Подключение и настройка
Тут все очень просто. Воткнул кабели и заиграло. Единственный нюанс связан с драйверами. По каким-то причинам публично доступна только версия 5.30. С ней ЦАП работает нормально, однако на некоторых конфигурациях случается пауза в звуке примерно на полсекунды. Сам словил такое всего один раз, но, судя по обсуждениям в сети, у некоторых не очень удачливых владельцев Fiio K7 такое ловится регулярно.
Если написать в поддержку, пришлют драйвер версии 5.50, и там – вроде – такого нету. На всякий случай даю на него ссылку, авось кому-то пригодится.
О звуке
Я слушал ЦАП на новых 32-омных наушниках Kennerton M12 Titan. Благодаря новому титановому драйверу они сохраняют студийную точность своих прародителей M12 Studio, но обретают приятнейшую басовитость. С учетом того, что это сейчас одни из самых дешевых наушников Kennerton, настоятельно рекомендую к покупке. Лучше них из динамических моделей только Kennerton Gjallarhorn, а они стоят уже совсем, совсем иначе.
Также для одного дополнительного теста использовались Kennerton Magni. Ниже уточню – для какого.
Звук интересовал меня как сам по себе, так и в сравнении с Creative Sound Blaster X5. Рассказать вам о том, что можно получить лучший звук вдвое дешевле казалось хорошей идеей. Чтобы усложнить задачу, купил для карты Creative нормальный кабель USB-C. Как выяснилось, ей комплектный USB-A просто не может обеспечить ей достаточное питание. Скорее всего, известные проблемы с треском при установке 32-битного звука связаны именно с этим. По крайней мере, при подключении нового кабеля никакого треска ни разу не словил, да и в целом заиграло пободрее.
У Fiio K7 два выхода на наушники – стандартный 6.35 мм и балансный 4.4 мм. Меня, конечно, в первую очередь интересовал второй. Однако, понимая, что далеко не все готовы сразу же приобщиться к недешевым балансным чудесам, протестировал оба варианта.
Начнем со стандартного. Я описал бы звук нашего героя, как детальный и объемный. Каналы четко разделены, никакого намека на кашу (разумеется, тут многое зависит от наушников, кабеля и качества исходного звука). Сложилось впечатление, что высокие частоты у ЦАПа в приоритете – то басы и средние в должном наличии, однако верха все же выделяются. Подозреваю, сделано это умышленно, чтобы хорошо играло и на не очень дорогих наушниках. Оно и логично, ведь цена Fiio K7 невелика, и большинство экземпляров ЦАПа будет работать с чем-то довольно бюджетным.
Переход на балансный выход делает звучание еще более прозрачным и добавляет детальности. Разница между выходами не такая радикальная, как на Creative Sound Blaster X5, но все же абсолютно различаемая. Попробовав «баланс», обратно вы захотите вряд ли. Думаю, уместным будет следующее сравнение. Представьте, что вы сидите около акустической системы, все динамики которой направлены немного в сторону, градусов на 30. В принципе, все хорошо. Но если переместиться в центр звукового потока, станет еще лучше. Вот и с балансным выходом примерно так же. И без него хорошо, но с ним – лучше.
Все сказанное относится не только к музыке, но и к играм. «Скорости» ЦАПа хватает для динамичных шутеров, а внимание к высоким частотам позволяет даже лучше ориентироваться в игровом пространстве.
Есть только один нюанс. Несмотря на заявленную мощность выходов, запас громкости у Fiio K7 не очень-то велик. Комфортный для меня звук я получаю при примерно 50% положении регулятора громкости на балансном выходе и 60%-м на стандартном. И это на динамических наушниках. На закрытых планарах Kennerton Rognir нормальная громкость достигается при регуляторе, выкрученном на 70-75%.
Недостаток ли это? Лично для меня – нет. Но если вы любите прямо погромче, или попадутся особенно «тугие» наушники, оптимальный уровень звука будет достигаться на максималках. Просто для сравнения, на Creative X5 и моем основном Dared EF-99 мне уже достаточно громко примерно на 20-25%.
Кстати, подсветка в регуляторе громкости не яркая, и лично меня, не очень любящего огоньки, не раздражает даже в темноте. В регулятор встроен и выключатель ЦАПа.
Если продолжать сравнивать Fiio K7 с Sound Blaster X5, то получится довольно странная картина. При балансном подключении они идут нос к носу. После замены кабеля Creative не уступает в детальности, а более сбалансированное звучание без подзадранных высоких многим понравится больше.
Но стандартный выход у Sound Blaster X5 просто катастрофически хуже, чем у Fiio K7. К сожалению, замена кабеля тут ничего не изменила абсолютно. И если бы слушал только на «стандарте», то вердикт был бы однозначен: Creative дерьмо, Fiio молодец. Причем я специально для этого теста взял наушники Magni, потому что у меня не было кабеля с XLR-разъемами наушников и «родным» миниджеком для подключения к выходу. У моего экземпляра Magni разъемы на чашках еще старые, и хотелось создать для Sound Blaster X5 идеальные условия. А то мало ли, вдруг она просто не любит переходники? Увы, не помогло.
Сравнение с ламповым Dared EF-99 будет не вполне корректным. Это разные устройства из разных миров. Давайте поставим вопрос так: смог бы я после теплового лампового звука в правильном исполнении пересесть на Fiio K7?
Скажем так: без особого энтузиазма, но – мог бы. По крайней мере, примерно две недели, проведенные на герое обзора, прошли для меня без мучений. Да, поначалу звук казался жестковатым. Но уши постепенно привыкли к этому. А в остальном все очень даже достойно. Разве что не хватало какого-то… дыхания в звуке. Но вполне возможно, что я его сам и придумал, глядя на мерцающие в полумраке лампы.
Итого
Очень хороший ЦАП. Все нужное есть, но при этом отсутствуют излишества, которые требуют бешеной доплаты и не вполне очевидны начинающему любителю хорошего звука.
Присутствует честный балансный выход, который в этом ценовом диапазоне большая редкость. Собственно, я даже и не назову сходу модель за ту же цену, где он еще есть.
Стандартный выход тоже сделан на совесть, и пользователь не будет чувствовать себя неполноценным, пока не накопит на «баланс».
Разница с мобильными ЦАПами внушительна. Я сравнивал с популярным Fiio KA3, где вроде как тоже есть балансный выход. Ну, небо и земля.
Можно, конечно, сказать, что 15 тысяч рублей (или 20, если покупать в российских магазинах) немало. И хотелось бы еще подешевле. Но с балансным выходом, боюсь, дешевле не получится. Без него можно уложиться в десяточку, но стоит ли? Все же если заниматься аудиофилией, пусть и в самом лайтовом варианте, нет смысла экономить на удовольствии. Может быть, вы пробудете с Fiio K7 пару месяцев, как продавший мне его человек. Может быть – несколько лет. Думаю, этому аппарату по силам пережить ваши нынешние наушники и дать раскрыться следующим.
С большим интересом жду Aune X1s GT. Эта модель уровнем еще чуть повыше, и – возможно – она окажется золотой серединой даже для достаточно требовательных «слухачей», которые еще не дозрели до выкладывания за ЦАП 60-80 тысяч.