Обзор Mytek Liberty DAC II: Высококлассный ЦАП с минимумом настроек
- 25/10/2024
- 👁 2 497 просмотров
- 0
Просто делает красиво
Два года я искал источник звука, который можно было бы с чистой совестью посоветовать обладателю любых, даже очень хороших наушников, чтобы он сразу получил от них максимум удовольствия. И наконец-то нашел. Mytek Liberty DAC II прямо из коробки выдает такой звук, что большинство аудиогурманов оцепенеет от восторга и никуда больше не пойдет. А если самые отчаянные потом и двинутся дальше, то будут вспоминать это знакомство с удовольствием и благодарностью.
Я наткнулся на него совершенно случайно. На открытии магазина одной крупной музыкальной сети Валентин Казанжи из Kennerton показал мне небольшую черную коробочку. Старый знакомый дал ее на время для демонстрации наушников. У меня как раз был с собой собственный экземпляр Kennerton Nota Bene. Подключил их через единственный разъем 6.3 мм и… немного удивился. Коробочка играла одновременно ярко и «лампово». Такое сочетание мне раньше встречалось только в кастомных решениях. А тут… Что же это за «Митёк» такой?
Лирическое отступление
Просьбы посоветовать хороший ЦАП я слышу очень часто. Даже чаще, чем о подборе наушников. По ним-то мы все ощущаем себя экспертами. А вот с источниками сложнее. Намного.
Для начинающих вариантов масса. Но когда человек упирается в ограничения по звуку своего первого ЦАПа и пытается со второго раза купить все, как следует, ему приходится нелегко. Потому что компромиссов больше не хочется, а бескомпромиссность стоит как-то безжалостно. Есть надежный путь обратиться к мастеру Сергею, купить по его рекомендации (относительно) недорогой ЦАП и заказать мощную кастомизацию. Будет очень круто, но, поскольку мастер сильно загружен и крайне внимателен к деталям, процесс апгрейда может занять месяцы. Например, мой летний заказ он обещает закончить в декабре. А радоваться-то хочется сразу!
Вот это «сразу» я и искал. Причем с усилителем в том же корпусе. Оно понятно, что, по-хорошему, усилитель должен быть отдельным. Но многие ли захотят держать на компьютерном столе две коробочки вместо одной? Да еще и заморочиться с выбором оптимального соединительного кабеля? Нет, давайте-ка все в одном, пожалуйста.
После энного количества опытов, о самых неудачных из которых я даже не рассказывал публично, возникло ощущение, что компактный идеал недостижим.
Но я ошибался.
Снаружи и внутри
Не буду описывать, как непросто было добыть экземпляр Mytek Liberty DAC II. На момент подготовки обзора их было в России всего две штуки. Надеюсь, что к выходу материала ситуация существенно наладится.
ЦАП представляет собой прямоугольную черную коробочку. На ней написано неожиданное: Made in Poland, Designed in USA. В Польше довольно много высокотехнологичных производств, достаточно сказать, что там делают очень неплохие SSD и оперативную память. Но все же коллаборация непривычная, особенно по IT-меркам.
Лаконичность дизайна Mytek Liberty DAC II поразит практически любого пользователя азиатских ЦАПов. Никаких экранчиков, переключателей и ручечек. Только разъем для наушников 6.3 мм, регулятор громкости и россыпь белых диодов. Они показывают источник звука, его битность и дискретизацию. Еще пара десятков расположилась вокруг регулятора громкости и очень удобно показывает уровень этой самой громкости. Всё.
Сзади ситуация чуть разнообразнее, но все же далеко не такая пестрая, как на ЦАПах некоторых других марок, не будем тыкать в них пальцем. Нас встречают USB-B (стандарт для тру-аудиофилов), два SPDIF (коаксиальные, то есть соосные – других не бывает), один Toslink (стандарт для подключения оптики, разработанный Toshiba), два привычных RCA в не очень привычном золотом исполнении и еще пара балансных XLR. Также многие заметят крупный разъем с музыкальным названием AES/EBU. Аббревиатура расшифровывается, как Audio Engineering Society/European Broadcasting Union. Это, скажем по-простому, профессиональная версия SPDIF с симметричным подключением и повышенной «дальнобойностью». Длина кабеля может достигать 100 метров.
Блок питания встроенный, в комплекте кабель IEC 320 C13, отлично знакомый по компьютерным блокам питания. Также в наличии кабель USB приличного качества, хотя поначалу я его недооценил.
О характеристиках устройства на официальном сайте написано крайне скупо. Мы знаем, что внутри стоит чип ESS ES9038 – хороший, но не флагманский. Также на картинке выделен «увеличенный линейный тороид мощностью 60 Вт». На самом деле, речь идет о вполне обычном сетевом однофазном трансформаторе с тороидальной формой магнитопровода. Последняя просто позволяет передавать больше мощности при меньших размерах и весе. Один из западных обзорщиков, пообщавшийся с главным инженером Mytek, пишет с его слов, что качественное питание влияет на звук гораздо больше, чем версия чипсета. Честно говоря, хочется обнять этого мудрого человека. Но не факт, что он это оценит.
Здесь перечисление характеристик, в общем, и заканчивается. Буквально между строк производитель упоминает, что усилитель наушников выдает до 3 Вт, и его достаточно для самых «тугих» моделей.
Mytek как бы говорит: «Так, вы тут музыку слушать пришли, или на характеристики наяривать? Когда на концерт приходите, тоже начинаете ныть – какой марки софиты, и на чем сегодня играет соло-гитарист? Мы полжизни положили, чтобы сделать вам красиво. Просто сядьте, включите любимое и удивляйтесь. Ну или покиньте помещение, чтобы хватило место не таким занудным гражданам».
Не, серьезно, у этого ЦАПа только одна настройка – громкость. Ну и еще можно в Windows выбрать битность с дискретизацией. Драйвер ASIO хотите? А нет его. Полный plug-n-play. Я к такому не привык. Неважно, что в настройки обычно залезаешь может быть пару раз после покупки очередного ЦАПа. Но сохраняется иллюзия контроля. А тут, получается, как в самолете – купи билет и доверься пилотам.
Ну как, доверимся?
О прогреве
После первого знакомства в магазине я ждал от Mytek Liberty DAC II утонченных удовольствий с первых же минут. И каково же было мое удивление, когда он заиграл довольно… странно. Детально – да. Басисто – однозначно. Однако никакой «ламповостью» даже не пахло. Детали звучали настолько резко, что уши резало почти буквально.
Что случилось? Неужели мне померещилось? Я пожаловался Валентину Казанжи, слушавшему ЦАП вместе со мной. Он сказал, что серьезные аппараты входят в форму примерно через 200 часов работы. До этого они могут вытворять неожиданные и не очень приятные вещи.
Я, конечно, возмутился. Да ну вас в баню, аудиофилов. Наушники греть, кабели греть, а теперь еще и ЦАПы? Сколько можно это терпеть? Но, поскольку дело происходило не в магазине, а у меня дома, подключил наушники и запустил музыку. В конце концов, отрицательный результат – тоже результат.
Оно поиграло ровно неделю. На ночь, конечно, выключал, но во время моего 10-12 часового рабочего дня прогрев шел. Время от времени надевал наушники, морщился от резкого звука и клал назад. Но в один день резкость ушла. И я услышал тот самый звук, ради которого второй «Либерти» и добывался.
Есть гипотеза, что никакого прогрева не существует, и дело просто в адаптации нашего слуха к новому звучанию. Полагаю, в ряде случаев так и есть. К звуку иногда нужно привыкнуть. Но на сей раз ЦАПу действительно нужно было пройти что-то вроде обкатки. Может быть и не 200 часов, но сотню – точно. После нее он стал именно таким, как тот, впечатливший меня тестовый экземпляр.
О звуке
Я слушал этот ЦАП на динамических наушниках Kennerton Nota Bene, M12 Titan и Gjallarhorn GH50. Из планарных моделей использовались Arkona и Vinneta той же марки.
На всех Mytek Liberty DAC II выдает яркий, детальный и в то же время естественный звук во всех диапазонах и на всей глубине сцены. Разумеется, в пределах возможностей каждой модели.
Просто невозможно поверить, что такая маленькая коробочка умеет в такой большой звук.
Я привык, что у каждого источника звука есть свои сильные и слабые стороны. За ламповую мягкость ты соглашаешься на чуть смягченные детали. Бескомпромиссная детальность жестковата. Мощность подачи скрадывает подробности на заднем плане. В этом есть и особая прелесть, когда, меняя ЦАПы и звуковые карты, находящиеся под рукой, получаешь какое-то новое звучание любимых композиций.
«Митёк» же дает все и сразу. Liberty DAC II очень внимателен к деталям во всех диапазонах, но без чрезмерной акцентации на мелких штрихах. Создается полноценная звуковая картина, а ЦАП не пытается быть умнее звукорежиссера, вытаскивая фоновые шорохи на передний план. В то же время, уровень проработки деталей с непривычки может буквально поразить. Просто для примера. В композиции Was It All Worth It группы Queen из альбома The Miracle на 4.33 Фредди поет «So mystic, surrealistic». И на обычной технике у слова surrealistic слышен эффект реверберации. Так вот на самом деле это никакой не эффект, а мистический голос, четко повторяющий слово вместе с солистом. И таких открытий в The Miracle, где Фредди просто оторвался с компьютерными и стереоэффектами, было изрядно.
Звук при всем этом остается мягким. Не рискну назвать его классическим «ламповым». Но и цифровой жесткостью там даже не пахнет. Честно, естественно, гармонично – такие определения приходят в голову.
Архиприятный бонус заключается в том, что при снижении уровня громкости не падает детальность. Вы знаете, наверное, эту особенность многих усилителей, когда для увеличения подробностей звучания нужно сделать погромче. Так вот здесь, даже когда играет негромко, слышно всё.
И, вот уж парадокс, совершенно не возникает желания ковыряться в эквалайзере. Все именно так, как надо. Мистика.
Неукротимая тяга к изменениям
Ну хорошо, хорошо. Одну попытку изменить звук я все же сделал. В самом начале знакомства, пока ЦАП еще не прогрелся, мне пришла в голову смягчить звучание заменой USB-кабеля.
Вот прям отсюда слышу возмущенные вопли: «Да как может USB что-то менять? ЭТО ЖЕ ЦИФРОВОЙ СТАНДАРТ!». Знаете, я долго тоже был с вами, дорогие вопящие. Но пару лет назад на одном прослушивании дорогущих колонок через не менее дорогой источник человек просто заменил кабель, идущий от его ноутбука к ЦАПу. И звучание изменилось настолько радикально, что я решил изменить свои представления о мире в разделе USB. Объяснение этому феномену есть, и если захотите – его можно найти в интернете по запросу «почему USB кабель влияет на звук». Но еще лучше просто зайти в правильный музыкальный магазин и попросить включить что-нибудь красивое на USB-кабелях разной ценовой категории.
Я попробовал четыре разных кабеля в ценовом диапазоне от 5 до 22 тысяч рублей. И пришел к выводу, что комплектный подобран с не меньшим умом, чем настроен сам Mytek Liberty DAC II. Положа руку на сердце, можно все просто оставить, как есть. Но, страдая перфекционизмом, я все же выбрал кабель Wireworld Chroma 8 за шесть тысяч. С ним звук чуть-чуть уходит в средний диапазон, вызывая приятные ассоциации с электрофоном «Вега-119». Но, повторюсь, это уже мои заморочки, и, возможно, вам больше зайдет именно первоначальный вариант.
И да, этот ЦАП просто прекрасен в играх. Вряд ли его тестировали в таком качестве. Но, как талантливый человек талантлив во всем, так и правильный источник звука весьма универсален. Такую детализацию и сцену я не встречал ни в одной «игровой» звуковой карте.
Итого
В мире аудио все восторженные обзоры заканчиваются обычно словами: «Ну а стоит эта милая штучка сущий пустячок, всего лишь пару миллионов рублей».
Вот и наш герой, прямо скажем, не бесплатен. Рекомендованная цена Mytek Liberty DAC II 220 тысяч рублей. Наверное, некоторые продавцы рекомендацию слегка проигнорируют, но все равно будет не бесплатно.
Рассуждать в ключе «а чо так дорого-то?» бессмысленно. Во-первых, для своего класса не так и дорого. Во-вторых, от рассуждений дешевле не станет. Десятки тысяч людей задают этот вопрос в интернете каждый день. И почему-то не дешевеет.
Я задам другой. Стоит ли Liberty DAC II этой суммы? Да. Однозначно, да. Уже из коробки он играет на уровне высококлассных кастомных источников, для обретения которых требуется время и еще больше денег. А тут надо просто сделать заказ в магазине и подождать дней десять, пока ЦАП войдет в полную форму.
Хочу только предупредить, что вся новая музыка, за редчайшими исключениями, оптимизируется под прослушивание на условных AirPods. Так что отыскать там глубины глубин не поможет даже Mytek. Но, к счастью, запасы старой музыки почти неистощимы. И правильная техника раз за разом позволяет найти в ней удивительное и прекрасное.
P.S
Что я слушал?
Часто в комментариях спрашивают – какую музыку использую для проверки наушников и источников звука? Мои вкусы очень специфичны. Нет, серьезно, я с одинаковым удовольствием слушаю The Doors и «Иванушек International». Но TOP-10 альбомов для тестов все же составить могу.
«Кино в Севкабеле» (2021) – прекрасно записанный концертник с голосом Цоя и новым звуком, где сыроватый звук разных инструментов позволяет не только получать удовольствие, но и проверять «аналитичность» воспроизводящих устройств.
The Doors «L.A.Woman (50th Anniversary Edition)» – единственный прилично записанный альбом The Doors, подвергшийся спустя 50 лет ремастерингу оригинального звукорежиссера Брюса Ботника.
Jesus Christ Superstar – саундтрек фильма 1973 года, не путать с обычной пластинкой 1970 года. Саундтрек интереснее.
Rammstein «Radio» (сингл). Позволяет проверить – могут ли наушники и ЦАП на громком фоне в мелкие детали.
Rhiannon Giddens «Freedom Highway», 2017 — не фанат исполнительницы, но именно этот альбом написан крайне ловко и позволяет оценить способность техники к воспроизведению женского вокала в связке с акустическими инструментами разного тембра.
Чиж «Перекресток» — классический альбом Сергея Николаевича, который, как и все остальные, прекрасно записан Юрием Морозовым. В «Перекрестке» помню наизусть каждый звук, так что просто приятно послушать лишний раз и проверить – что там с деталями и оттенками.
Eagles «Hell Freezes Over (China Edition)» — еще один великолепный концертник от ярчайших музыкантов.
Queen «The Miracle». Фредди на пике студийной формы, уровень замороченности записи ошеломляет. Каждая композиция слушается, как квест.
Creedence Clearwater Revival «The Story Of CCR Vol. 1&2» — сборник самых известных песен легендарной группы. Сборник удивляет разнообразием стилей от одной команды
Aladdin, саундтрек к фильму 2019 года. Там, на самом деле, всего две композиции – Friend Like Me и Prince Ali. Прекрасно записано и дает возможность ощутить, что такое настоящий бас.
На самом деле, список этот в разы больше. Но надо же с чего-то начинать.