Записки с CES 2013: Видимо, nVidia
- 09/01/2013
- 👁 27 просмотров
- 0
Есть немало гаджетописателей, ежегодно посещающих выставки и жалующихся на то, что-де «ничего интересного не было и писать категорически не о чем». Меня всегда немного удивляло такое отношение к делу: насколько понимаю суть профессии журналиста, надо найти интересное даже там, где им и не пахнет. А коли уж совсем всё плохо – интересно написать о том, как было не интересно. CES-2013 ставит перед нами непростую задачу. Если судить по первым двум дням, в течение которых шли мероприятия для прессы, сногосшибательных анонсов ждать не приходится. Индустрия остро ощущает на себе последствия европейских финансовых катаклизмов и сложную ситуацию в самих Штатах. И больше всего ее интересуют возможности заработать достаточно денег в это странное время. Деньги же – в большинстве случаев – зарабатываются не на супер-гаджетах, а на вполне простых вещах из среднего ценового диапазона. Громко рассказывать о них на мероприятиях для прессы даже как-то неудобно – журналисты не поймут. То есть надо специально для этой публики придумать что-нибудь эдакое. Вот компании и изгаляются, как могут.
В прошлом году в «минус первый» день CES (т.е. за день до нулевого, целиком отдаваемого журналистам) состоялась презентация Acer. Из русскоязычных представителей СМИ там никого не было, кроме вашего покорного слуги, и буквально с самолета удалось посмотреть на ультрабук Aspire S5 с забавной выезжающей панелькой с интерфейсами, пару моноблоков с сенсорными экранами, послушать про облачный сервис AcerCloud. В целом получилось довольно любопытно, и все анонсы через некоторое время воплотились в жизнь.
В этом году Acer решила вообще не проводить пресс-конференции, и «минус первый» день попал на растерзание к nVidia. Компания обещала нечто потрясающее, активно заманивала на свое вечернее мероприятие и, несмотря на необходимую предварительную регистрацию, народу пришло порядочно. Настолько порядочно, что в немаленьком зале не хватило сидячих мест, и доброй трети собравшихся пришлось стоять все два с лишним часа. Для пущего интереса приглашенных подержали еще часок с лишним на улице перед закрытыми дверями в зал. Действительно, попрыгаешь возле бассейна гостиницы при температуре около нуля, и чувство неудовлетворенного любопытства обострится до предела.
Действительно, обострение было неслабым. И что же эдакое представила nVidia? О, вы сейчас таки будете плакать и смеяться.
Для затравки нам рассказали о серверах nVidia Grid, где вместо привычных процессоров используются GPU известно какой породы. Эта идея уже много лет эксплуатируется в вычислительных системах Tesla, но, в отличие от них, Grid не предназначен для научных вычислений. По задумке nVidia, компании будут покупать системы, состоящие из нескольких модулей Grid и запускать на них облачные игровые сервисы. Т. е., например, у вас компьютер на Pentium 4 c видеокартой GeForce 230, а вам хочется поиграть в Crysis 2. Не вопрос! Некая компания купит nVidia Grid, развернет на нем Crysis 2, вы подключитесь к серверу по вооот такущему интернет-каналу и будете играть. Вычисления все происходят удаленно, вам только картинка транслируется. Звучит волшебно, вот только я с большим трудом представляю схему монетизации этой прекрасной технологии. Сама железка стоит недешево: в продаже ее пока нет, но можете прицениться к Tesla и представить порядок цен. Владельцы древних компьютеров обычно не жаждут платить хоть сколько-то приличную сумму за свои маленькие радости: когда б с деньгами все было хорошо, хватило бы и на апгрейд компьютера до приличного уровня. У старых компьютеров редко бывают толстенные интернет-каналы (по моим прикидкам, потребуется мегабит десять, как минимум). То есть с какой стороны не подойди – ерунда какая-то выходит.
Правда, во время презентации толсто намекалось на возможность поиграть в мегаигры на планшете под управлением Android, а то и на смартфоне. Это, конечно, замечательно. Но я бы посмотрел, как вы будете управлять тем же Crysis 2 или Word of Tanks на сенсорном экране без клавиатуры и мыши.
Ах да, чуть не забыл – перед Grid рассказали о потрясающем облачном сервисе, который будет подсказывать играм – какие настройки необходимо выставить на конкретной системе, чтобы воплотить в жизнь все ее возможности. И ничего, что в каждую приличную игру уж лет десять, как минимум, встраивается простенький бенчмарк, проделывающий эту работу без участия модных «облаков».
После Grid представили мобильную платформу Tegra 4… Точнее, как представили? В моем понимании представление, это когда говорят: выйдет железяка тогда-то, будет использоваться там-то, стоить устройства будут столько-то. И все это под сопровождение неких стандартных бенчмарков, чтобы было понятно – почему все круто.
nVidia ничего такого не рассказала. Просто сообщила, что-де Tegra 4 будет самой быстрой в мире. Потому что у нее четыре ядра Cortex A15 и аж 72 графических ядра. Ни о частотах, ни о TDP, ни о ценах, ни даже о сроках выхода готовых устройств – ни слова. Говорят, эти секреты раскроют только на Mobile World Congress. Но, простите, зачем тогда было городить огород на CES?
Чтобы хоть как-то подсластить пилюлю (самой себе – в первую очередь), nVidia показала дивный тест на скорость: открытие 25 интернет-страниц подряд. По сравнению с планшетом Nexus 10 секретный прототип Tegra 4 оказался аж вдвое быстрее. Круто, да? Вы ведь, наверное, каждый день такое на своем «айпадике» проделываете. Как зарядите открытие страниц на скорость – только держись. У меня же зародилось подозрение, что придумывание такого… странного теста вызвано необходимостью прикрыть не лучшие показатели Tegra 4 в более традиционных приложениях.
В общем, после такого «анонса» вопросов насчет эффективности мобильной платформы nVidia стало еще больше. Тем более что в «четверке» тоже используется не четыре ядра, а пять. И пятое по-прежнему предназначено для работы с «обычными» приложениями в фоновом режиме, потому что если врубить остальные четыре, батарейка, похоже, сядет в миг. Таким образом, налицо не создание новой платформы, а перевод на новый техпроцесс и косметические улучшения Tegra 3, которая, честно говоря, не была шедевром инженерной мысли на фоне решений Qualcomm, Samsung и Apple.
Рассказав о Tegra 4, уважаемый руководитель nVidia Дженсен Хуанг вдруг перешел… к фотографии. Он обозначил проблему: дескать, если фотографировать человека на смартфон против света, то либо фон получится засвеченным, либо человек затемненным. А если использовать технологию HDR, то движущиеся объекты в фоне могут получиться «рваными». Что и говорить, проблема действительно острейшая. И буквально миллионы людей кушать не могут, так она их напрягает. Я начинаю замечать интересный тренд. Когда мобильное устройство получается так себе, компания начинает напирать на его фотосоставляющую. Дескать, не смотрите на заурядную реализацию основных функций – зацените, как наше дитятко бодро снимает в темноте!
Вот и здесь что-то такое. Это же неважно, что большинство людей, снимая против света, просто-напросто включают вспышку и всем довольны. Неважно, что движущиеся объекты обычно движутся не настолько быстро, чтобы всерьез напакостить в режиме HDR. В конце концов, смартфонные камеры – это такой фотографический фастфуд, и никто не ждет от них чудес, как ни хотелось бы маркетологам. Загляните в любую соцсеть, дорогие друзья из nVidia, и ужаснитесь – КАКИЕ фотографии большинство людей считает прекрасными во всех отношениях.
Так нет же. Компания потратила силы и время, чтобы придумать технологию съемки HDR в один кадр. На самом деле, никакое это не HDR, а эдакий аппаратный «фотошоп»: вся мощь 72 графических ядер натравливается на снимок и на нем «вытягиваются» пропавшие было детали. Полезно? Ну, пожалуй, да. Не повредит. Но почему этим занимается nVidia? Что, в железе улучшать больше нечего, и пришло время заняться такими вот программными нюансиками? Или просто срочно скребли по сусекам для презентации, и вытащили это? Не понимаю, хоть убейте. Да, очень приятно, когда смартфон еще и фотографирует отлично. Но это далеко не главное. Совсем не главное. Если человек всерьез повернут на качестве снимков, он купит фотоаппарат. Не надо путать основное блюдо с десертом. Это, знаете ли, как кормить человека конфетами вместо нормальной еды – странно, да и вредно во всех отношениях.
Ну и когда все окончательно приуныли, Дженсен Хуанг продемонстрировал Нечто Эдакое. Таковым стал проект Shield – игровая консоль на базе Android, работающая на платформе Tegra 4.
Эй, ну вы чего? Где лютый восторг? Представляете, какая крутизна – 5-дюймовый экран с разрешением аж 1280 х 720, громкие динамики, от 5 до 10 часов непрерывной игры! Говорите, Sony уже что-то такое выпускала, и называлось это Xperia Play? Не пошло, говорите? Так они просто неправильно все сделали!
nVidia предполагает, что консоль станет… приложением к топовым видеокартам nVidia. Представьте такую вот ситуацию: вы вечерком включаете свой большой и мощный компьютер с видеокартой уровня GeForce GTX 680, запускаете на нем Crysis 2, потом совершаете Магический Клик и… изображение перемещается на экран чудо-консоли Shield. Т.е. вычисления ведутся на компьютере, а вы лежите с консолью на любимом диванчике и играете, играете…
Мне вот интересно. Тот, кто это придумал, он вообще во что-то играл когда-нибудь на компьютере? В смысле – во что-нибудь сложнее тетриса? Мы ведь за то и любим Большой Компьютер, что в нем отсутствуют эти консольные компромиссы. Те, кому комфортно играть на джойстике, уже давно купили консоли. А мы, старая гвардия, хотим, чтобы и мышка была нормальная, и клавиатура удобная, и куча шорткатов. Всего этого на консоли, разумеется, нет. И я бы посмотрел, что за радость будет у человека, попробовавшего порубиться все в те же «Танки» или онлайн-шутер. Консоли и PC – это ж как лыжники и сноубордисты. Если попытаться объединить их в одну команду, они или переругаются, или морды друг другу побьют. А результат все равно будет никаким.
Я почти уверен, что Shield не попадет на прилавки. Ведь ни сроков этого события, ни цен озвучено не было. И, похоже, налицо еще один ветхозаветный проект, который вытащили на свет Б-жий для заполнения презентации.
Очень хочется верить, что настоящие, серьезные, продуманные проекты у nVidia все же имеются. Просто она их прячет от конкурентов, чтобы те раньше времени не среагировали. Потому что иначе… Эх.
Продолжение рассказа о выставке скоро будет написано, а пока надо продолжать знакомиться с ее новинками. До скорого.