Художественный фильм «Принц Персии: Пески Времени»: детский фильм по великой игре
- 24/05/2010
- 👁 292 просмотра
- 0
Трудно понять, почему фильмы по мотивам знаменитых компьютерных игр получаются такими, какими получаются. Вот с играми по фильмам ситуация прозрачна: это по умолчанию глубоко вторичный продукт, задача которого — извлечь из карманов зрителей еще немного денег вдобавок к тем, что уплачены за билет. Обычно такие игры делают малоизвестные команды разработчиков, причем в очень жесткие сроки и за крайне скромный гонорар. Поиграет ребенок в эту поделку пару дней и забудет, но денежки-то уплочены.
А вот с экранизациями игр происходит странное. Вроде бы, все компоненты успеха налицо: и звезд позовут, и режиссеров именитых, и бюджет выделят, какой надо, а на выходе получается все тот же вторичный продукт, порой уступающий по интересности видеовставкам в самой игре. Почему-то считается, что главная задача экранизации — заставить актеров и операторов как можно точнее воспроизвести геймплей. Но зачем? Если мне захочется посмотреть на Лару Крофт, можно запустить игру на компьютере или посмотреть на YouTube уже снятые кем-то ролики. Да, пожалуй, в Анжелине Джоли из фильма полигонов побольше, чем у рисованной Лары, да и расположены они… аппетитнее. Но это замечаешь первые минуты две, а потом услужливый мозг дорисовывает такое, что никакой голливудской актрисе ни за что не повторить. Так может быть, ну его, это копирование визуальной составляющей? Почему бы не поступить, как в свое время Земекис с книгой «Форрест Гамп» — оставить только имена персонажей и общую канву сюжета, и на базе повести, сочащейся сортирным юмором, снять роскошную мелодраму с мощными историческими вкраплениями и волшебным саундтреком? Представляете, что по такому рецепту можно было бы наворотить из Tomb Raider или Max Payne?
Священный город Аламут, вокруг и внутри которого разворачивается действие фильма.
Впрочем, легко мнить себя стратегом, видя бой со стороны. Давайте пока отложим эмоции в сторонку и перейдем к художественному фильму «Принц Персии: Пески Времени», выходящему на экраны России 27 мая сего года. Да-да, по тому самому «Принцу Персии». Ну, не по совсем-совсем «тому самому», который родом из 1989 года. К самому первому «Принцу», в который, наверное, успели поиграть почти все наши читатели, кино имеет весьма опосредованное отношение, и сюжетная линия перекликается, в основном, с трилогией The Sands of Time, вышедшей в XXI веке. 3DNews удалось посмотреть фильм студии Уолта Диснея до официальной премьеры и составить о нем некоторое впечатление.
Из пролога картины зритель узнает еще одну версию, как никому не известный парнишка стал принцем Персии. Из Prince of Persia 2: The Shadow and the Flame, второй части игры, мы помним, что ему это удалось после женитьбы на спасенной из лап коварного Джафара принцессе Персии. Но в фильме базарный мальчишка по имени Дастан всего лишь спасает из лап стражников своего товарища, который неудачно стащил яблоко. Мимо случайно проезжал король Шараман, и ему так понравился добрый мальчик, что он взял его во дворец и воспитал как сына. Правда, стать правителем Персии Дастану не светит в силу наличия у короля двух родных сыновей, но, кажется, героя фильма это ничуть не огорчает.
Схватки в фильме насколько динамичны, настолько и бескровны.
Основная история начинается с военного совета о судьбе святого города Аламут, рядом с которым расположилась персидская армия. Строго говоря, армия шла наказывать совсем другой населенный пункт, однако шпионы сообщили о наличии в Аламуте подпольных заводов по производству оружия, предназначенного для врагов Персии. Братья Дастана, науськиваемые дядей короля Низамом (сэр Бен Кингсли), решают захватить город и заодно поближе познакомиться с его правительницей, прекрасной принцессой Таминой. Однако принять это решение без Дастана они не могут, а его никак не могут отыскать. Еще бы: ведь принц Дастан (в жизни — звезда «Горбатой горы» Джейк Джилленхол) дерется на деньги в окружении простых солдат. Когда его наконец приводят на совет, Дастан противится идее нападения на Аламут, но потом настолько ей проникается, что с горсткой солдат первым проникает в город и открывает путь в него всей персидской армии. В процессе проникновения мы наблюдаем первую порцию прыжков и кувырков в исполнении принца, успешно сочетающего в себе грацию лани с изобретательностью молодого шимпанзе.
Принц Дастан (Джейк Джилленхол) и портативная машина времени, замаскированная под кинжал.
По пути принц убивает какого-то юношу и отбирает у него кинжал. Последний оказывается портативной машиной времени и представляет собой главную святыню города. Зачем было поручать ее неумелому вояке, отпустив его одного на, мягко говоря, неспокойные улицы Аламута — одна из загадок фильма. Впрочем, сюжет практически весь состоит из загадок и нестыковок, поэтому к ним быстро привыкаешь и даже начинаешь получать некоторое удовольствие.
Войска, ведомые тремя братьями-принцами, врываются во дворец и застают там прекрасную принцессу, которую играет Джема Артертон, ранее замеченная в фильмах «Квант Милосердия», «Рок-Волна» и «Одноклассницы». Тас, старший из принцев, с места в карьер предлагает ей стать одной из его многочисленных жен, и принцесса соглашается, чтобы сохранить жизнь и часть имущества подданных. Но тут приезжает король Шараман, страшно возмущенный надругательством над Аламутом, и решает женить на принцессе приемного Дастана. Правда, реализовать задуманное он не успевает, умирая в страшных муках из-за отравленной мантии, подаренной Дастаном. Наш герой, понятное дело, не виноват, и мантию ему перед этим передал брат Тас. Но все обвиняют в убийстве приемного отца именно Дастана, так что принцу приходится срочно сматываться, а компанию ему почему-то решает составить принцесса Тамина.
В некоторых сценах создается ощущение, что смотришь добротное индийское кино.
Пересказывать дальнейшие минут семьдесят нет никакого смысла, потому что главный фокус фильма окончательно смещается с сюжета на видеоряд. Дастан с принцессой от души побегают по пустыне, побывают в зловещей Долине Рабов, оказавшейся плодом древнего пиара, подерутся с нарисованными змеями и зловещими асассинами, примут участие в страусиных бегах, а в конце даже окажутся в эпицентре жуткого катаклизма, вызванного протыканием волшебным кинжалом неких песочных часов, хранящих топливо для этой машинки времени. Подход сценаристов очень здравый: если не удается сделать плавный переход между сценами, его не делают вообще. Например, как принцу попасть обратно в весьма тщательно охраняемый Аламут, когда его там знает каждая собака, вдобавок предупрежденная об огромном вознаграждении за голову Дастана? Как, как? Да никак: процесс попадания остается за кадром, и через несколько секунд мы видим принца, уже крадущегося по городским улицам за кинжалом, отнятым у него коварным дядей. Тот решил отправиться на чудо-клинке в прошлое, чтобы дать льву сожрать своего брата, ставшего потом королем Шараманом. Тогда-то его дядя спас, но страшно переживал по этому поводу всю жизнь. И на старости лет решил отыграть назад, вернуться в детство и потом прожить всю жизнь королем. Как мог милый старикан с нарисованными бровями оказаться таким истеричным гаденышем — не очень понятно, тем более что в начале фильма он буквально излучал мудрость и сдержанность. В итоге злодею почти все удается, но тут Дастан как бы из последних сил…
Коварный дядя Низам (сэр Бен Кингсли).
Перед началом сеанса считается признаком хорошего тона отключить мобильный телефон. В случае с фильмом «Принц Персии: Пески Времени» взрослому человеку полезно отключить еще и мозг, или, по крайней мере, ту его часть, которая отвечает за логическое мышление. Дело в том, что к традиционному кино — с развитием сюжета, актерской игрой и прочими привычными атрибутами — «Принц Персии» отношения не имеет. Это новомодный фильм-аттракцион, где акцент сделан на зрелищность и спецэффекты. Более-менее спокойные сцены выглядят своего рода передышкой для зрителя: посидели, обменялись парой ничего не значащих фраз, и попрыгали дальше. Учитывая, что фильм снял Майк Ньюэлл, режиссер «Четырех свадеб и одних похорон» и «Донни Браско», такая простота выглядит неожиданно. Но Майк — человек достаточно многогранный, на его боевом счету есть и одна серия «Гарри Поттера», а сейчас он трудится над фильмом о нелегкой судьбе Александра Литвиненко. Наверное, после комедий, детских фильмов и гангстерских боевиков интересно для разнообразия снять веселые побегушки-поскакушки. Тем более что помощник у него был прекрасный — сам Джерри Брукхаймер, продюсер трилогии «Пираты Карибского моря» и десятков других блокбастеров.
Режиссер фильма Майк Ньюэлл рассказывает Джейку Джилленхолу о нюансах системы Станиславского.
Шейх Амар и его черный слуга Сесо.
Подводя итог, можно сказать, что «Принц Персии: Пески Времени» — вполне добротный детский фильм. Именно детский, не семейный, потому что для мам и пап там припасена лишь пара эпизодов с шейхом Амаром в исполнении Альфреда Молины, отмачивающим зубодробительные шутки о налогах и бюрократии. Дети же, скорее всего, не заметят отсутствия в сюжете логики, зато будут заворожено наблюдать за прыжками и ужимками героев вперемешку с жестокими, но абсолютно бескровными битвами (какая кровь, это же Disney!).
Во времена, когда компьютеры еще не использовали для обработки отснятых кадров, многие трюки из «Принца Персии» были попросту невозможны.
И, конечно, не стоит искать в фильмах цитат из оригинальной игры Джордана Мехнера, изданной в 1989-м Brøderbund. Это в прошлом веке злодеи были достаточно круты, чтобы связываться с принцессами. В веке нынешнем они лишь подрисовывают брови и чужими руками разрушают города в тщетной надежде вернуть молодость.
Права на все фото и видеоматериалы, использованные в статье, принадлежат Disney Enterprises Inc. и Jerry Bruckheimer Inc.
Материал подготовлен по заказу портала 3DNews.ru