Об альбоме Земфиры «Жить в твоей голове»
- 14/02/2013
- 👁 536 просмотров
- 0
Земфира Талгатовна Рамазанова выпустила новый альбом. По инерции это стало довольно обсуждаемым событием. Хотя нет никаких сомнений, что через пару недель (от силы) о «Жить в твоей голове» благополучно забудут все, кроме яростных фанатов Земы. Коих, впрочем, еще довольно много.
Сам я никогда не был поклонником Земфиры, но все ее номерные альбомы слушал, и не по одному разу. Это примерно как историку читать произведения Виктора Суворова: мало-мальски понимающего человека от его откровений передергивает, но до чего же же ярко и занимательно написано! Мне не очень нравились мысли Земфиры, но очень по сердцу была точность ее образов, многие из которых действительно понятны только провинциалам, невеселая ирония, наконец – неравнодушие автора. А еще ранняя Земфира была отлично записана – с фантазией, с юмором. В результате, хотя ее лирический герой был бесконечно далек и местами просто неприятен, наблюдать за его все новыми музыкальными инкарнациями было крайне занимательно.
О первых шагах Земфиры на сценах федерального значения отлично написано в книге Александра Кушнира «Хедлайнеры». И там же есть пара слов о шагах, скажем так, вторых. Звездочка была словлена исполнительницей еще в нежной юности, и до поры она просто кое-как контролировала ощущение собственной пронзительной гениальности, прислушиваясь к советам уважаемых людей. Но как только Земфира раскрутилась, уважаемые люди промаршировали строем по направлению на не очень цензурное сочетание трех букв, и в дальнейшем певица все делала Сама. Ну или пыталась. Постепенно размышления о значимости собственного творчества стали потихоньку вытеснять собственно творчество. И после очередного тяжкого вздоха о том, как тяжело даются новые записи, хотелось воскликнуть: «Земфира, не хочешь петь – не мучай рот».
Тут надо сделать важную оговорку. В таком развитии событий нет ничего, характеризующего Земфиру с отрицательной стороны. Легко, знаете ли, рассуждать о том, как «просрали полимеры», когда сам ничего подобного по масштабу не выдал. Когда в двадцать с хвостиком лет на тебя обрушивается всенародная известность, когда фанаты давят друг друга на твоих стадионных концертах – это, знаете ли, очень суровое испытание для психики. Особенно для изначально не шибко устойчивой. Ну и мало кому из музыкантов удается выпустить два (по мнению ряда критиков – даже три) прекрасных альбома. Обычно все заканчивается уже после первого. Да и тот держится на одной песне…
Другой вопрос, что кому-то удается понять и простить себя, занявшись чем-то другим, а кому-то не очень. В т.н. «
— Ты как-то сказала, что почти ни с кем не общаешься. Это правда так? И тебе нормально?
— Лучше всего мне одной, конечно. Комфортнее всего.
— Сколько можешь пробыть одна?
— Сколько угодно.
— Месяц можешь?
— Легко.
Асоциальный представитель публичной профессии? Ну-ну. Занятно, что Земфира, вряд ли подозревая об этом, копирует поведение Джона Леннона из авторизированной биографии «Битлз» Девиса Хантера. В ней уставший от бесконечной суеты битл тоже предпочитает сидеть дома, никуда не выходя. Правда, потом в жизни Джона появилась Йоко Оно, и все заверте… Вечная девушка Рената с ролью Йоко явно не справляется.
Но вернемся к альбому. Его по складывающейся в последние годы традиции
Наверное, с коммерческой точки зрения, было бы правильнее отказаться от бесплатной версии и оставить возможность только платного скачивания, пусть и за символическую сумму. Потому что после знакомства с полной версией альбома в онлайне число покупателей резко убывает.
Альбом не плохой и не хороший. Он просто никакой.
Усталая, замученная жизнью и тараканами женщина даже не поет, а вяло интонирует.
Аранжировки настолько просты, словно слушаешь не много лет писавшийся альбом, а демоверсии песен, кое-как сооруженные за пару дней. Однообразие мелодий заставляет после прослушивания последний композиции врубить первый альбом Земфиры с целью избавиться от этого неприятного ощущения в голове.
Тексты почему-то вызывают ассоциации с поздним творчеством певицы Ольги Арефьевой, которая начала рифмовать совершенно несвязанные между собой слова, находя в этом какой-то сакральный смысл. Где ирония, где живые образы, где хоть что-то, кроме мыслей усталой десятиклассницы?
Помните, как у Майка?
Ты верила в то, во что верить нельзя,
Но, ты знаешь, тебе это шло.
Ты видела свет, ты писала стихи
Скажи, куда все это ушло?
Не буду уговаривать вас не слушать этот альбом. Коль уж дочитали до этого места, значит предметом интересуетесь, и с «Жить в твоей голове» ознакомитесь. Но лучше бы этого не делать. Чтобы не злиться на человека, подарившего в свое время массу интересных ощущений и переживаний.
Обычно у музыкантов получаются такие альбомы, когда им очень-очень хорошо, или, наоборот, совсем-совсем плохо.
Я очень надеюсь, что Земфире хорошо, и эта скучная депрессия, сквозящая в каждой песне, своеобразный оберег от посторонних глаз и жадных рук.
Иначе совсем тоска.