CES 2011: выставка, разрывающая шаблоны
- 25/01/2011
- 👁 62 просмотра
- 0
В последние годы утверждение о том, что оффлайновым выставкам достижений в компьютерной и околокомпьютерной сферах осталось жить совсем чуть-чуть, стало почти аксиомой. Действительно, какой смысл подгадывать выпуск продукта к некой дате, тратить уйму времени и денег на создание и наполнение стенда в далеком-далеком городе, если можно в любое время провести презентацию в уютном зале рядом с главным офисом, и весть о ней, благодаря Интернету, разнесется по миру в считанные минуты? А сэмплы можно загодя разослать по редакциям важных для индустрии изданий, и медиа-выхлоп будет в нужной степени мощным. Что же до личных встреч с покупателями и представителями СМИ, то они отлично организуются в уютных отелях и ресторанах, и без фонового выставочного шума проходят даже эффективнее.
Действительно, от года к году горячих новинок на CeBIT, IFA, MWC и даже Computex становится меньше, а крупные компании потихоньку снижают градус своего присутствия – вплоть до нулевого. Организаторы, стараясь поддержать «поголовье» участников, без лишнего шума сбрасывают цену на аренду площадей, и этим с удовольствием пользуются безымянные азиатские производители клонов iPhone, флэшек, чехольчиков, зарядных устройств и тому подобной ерунды. Нет сомнений, они тоже по-своему интересны, но когда ты намотал по павильону добрый километр, а увидел лишь груду чехольчиков и мрачных китайцев, почему-то ненавидящих людей с фотоаппаратами, поневоле становишься сторонником версии о закате оффлайн-формата.
Но есть одна выставка, пример которой опровергает все сложившиеся было представления. Это Consumer Electronic Show в Лас-Вегасе, уверенно набирающая обороты и в этом году де-факто ставшая главной площадкой для анонса новых продуктов практически всех IT-компаний первого и второго эшелонов. Да что там IT – в 2011-м на CES впервые
Надо думать, презентацией одного электромобиля дело не ограничится: уже в 2011-м на CES были замечены стенды автопроизводителей уровня Audi, а что будет в году следующем – даже загадывать страшно. Но перед тем как мы погрузимся в пучину новинок и тенденций, которые они позволили вычислить, есть смысл вспомнить о том, как непросто добраться до самой большой в мире выставки потребительской электроники.
Долгая дорога в Вегас
Прямых рейсов между Москвой и Лас-Вегасом нет. Это очень странно, учитывая неуклонный рост благосостояния российских трудящихся, многим из которых после закрытия легальных казино в нашей стране стало банально некуда девать деньги. Но пока добираться до Вегаса придется, как минимум, с одной пересадкой, а максимальное число используемых в дороге самолетов ограничено лишь вашими фантазией и выносливостью. Если верить многомудрому сайту Expedia.com, быстрее всего – за 16 с половиной часов – можно долететь с пересадкой в Лос-Анджелесе, и это будет стоить примерно $6000. Если же разбить перелет на три сегмента, можно уложиться примерно в $1100, что мы и сделали. Первая пересадка случилась в аэропорту Варшавы и не запомнилась практически ничем – только курящие коллеги «порадовались» за поляков, в борьбе за европейскую интеграцию уничтоживших комнаты для курения. Пять часов ожидания самолета до Чикаго и сам десятичасовой перелет (разумеется, без возможности покурить) недвусмысленно намекали, что с вредной привычкой пора кончать, но, разумеется, прислушаться к намекам никто и не подумал. В Чикаго пришлось заночевать, потому что рейс на Лас-Вегас должен был состояться лишь на следующий день.
Это давало шанс на непродолжительное изучение города и его магазинов с техникой, однако выявило недоработку в плане поездки: если в Вегасе температура не должна была опускаться ниже +10, то в Чикаго были честные -10 и пронизывающий ветер. Поэтому в осенней куртке пришлось передвигаться яростными перебежками, что, наверное, вызывало определенную тревогу у аборигенов. Посещение первого же магазина с ноутбуками подтвердило старый тезис: США – очень правильная страна для их покупки, потому что даже с учетом не указываемого на ценниках налога с продаж, составляющего в среднем 10%, стоят они примерно на треть дешевле, чем у нас. На моих глазах дама из России потребовала показать ей «real american notebook» и через несколько минут стала обладательницей 14-дюймового Gateway. На ее лице было такое торжество, что я не стал портить ей настроение информацией о том, что Gateway, конечно, марка американская, но ее давным-давно купил Acer, и в Россию дама привезет вполне обычный Aspire. Также в Штатах самый настоящий рай для покупателей объективов: различной оптики много, есть версии для самых разных систем, и ценник на неё вполне гуманный. А вот сами фотокамеры почему-то стоят в Чикаго и Москве совершенно одинаково.
Наконец, еще один самолет, четыре часа в воздухе, и вот он – Вегас, где игровые автоматы в изобилии встречаются уже в аэропорту, задолго до зоны выдачи багажа. Кстати, пользуясь случаем, хочу помянуть добрым тихим словом авиакомпанию Spirit, которая берет мзду даже за единственную сумку, сданную в багаж. Прокатить чемодан в Вегас стоит $28. Если вы решите взять с собой два чемодана – за второй платите уже $35. За третий — $85. Таксу на провоз четвертого чемодана мне никто озвучить не смог, но, судя по выражению лица сотрудника Spirit, пассажиров с таким количеством багажа просто пристреливают.
Город контрастов
У тех, кто судит о Лас-Вегасе по фотографиям и кадрам из фильмов, складывается совершенно неправильное представление об этом городе. На деле же яркие огни и ощущение постоянного праздника наблюдаются лишь в южной части бульвара имени Лас-Вегаса (Las Vegas Boulevard), так называемом «стрипе». А если отъехать чуть подальше, вам откроется вполне заурядный и на удивление пустынный город, глядя на который ни за что не догадаешься, что находишься в самом злачном месте США. Ну а что до роскошной части Вегаса, то советские пропагандисты были сто раз правы, рассказывая о фальши, безвкусице и духе легкой наживы. Все это действительно есть – но в таких масштабах, что заставляет забыть о рефлексии советского гражданина и, раскрыв рот, смотреть по сторонам.
Правда, насчет легкой наживы – даже не надейтесь. Автоматы грамотно настроены на изъятие денежных знаков, да и крупье только кажутся простачками. Поэтому, истратив полтинник на подтверждение тезиса о невозможности обыграть казино, лучше впредь тратить деньги на разнообразные шоу, многие из которых действительно способны потрясти воображение или, как минимум, вызвать приступ ностальгии. Клоны Элвиса, The Beatles и других знаменитостей относительно недавнего прошлого представлены в волнующем изобилии.
Но казино и шоу доступны круглый год, а CES – только четыре дня. Для меня первый день выставки начался с длинной очереди в шатре регистрации. Вроде и шатер гигантский, и специально обученных людей там множество, но все равно пришлось простоять добрые полчаса. По западным меркам это очень, очень много. Шатер был забит людьми буквально под завязку, и, по доброй демократической традиции, в одной очереди стояли и солидные дяденьки в дорогих костюмах, и юные раздолбаи в рваных футболках. Строго говоря, всем зарегистрировавшимся на вебсайте CES заранее (я как раз такой) бейджи высылались по почте, но к нам в редакцию так ничего и не пришло. Наверное, в каком-то почтовом отделении кому-то приглянулось письмо из Вегаса с красивыми марками.
На месте всем журналистам и аналитикам выдавали бейдж в особом держателе: журналистам в желто-зеленом, а нам в черном. Вот только название спонсора в сочетании с родом занятий смотрелось настолько странно, что первый день ходил по CES в некотором напряжении – а ну как будут предлагать продаться по сходной цене? Но пронесло, и, скорее всего, по причине избыточного предложения: только 6 января в пресс-центре зарегистрировалось больше шести тысяч представителей массмедиа.
Цифра стала известной потому, что специальных «журналистских» сумок для переноса информации с выставки в номер отеля на складе было заготовлено ровно шесть тысяч. Думали, что с запасом, но представителей СМИ оказалось гораздо больше запланированного. Впрочем, с посетителями случилась ровно та же история: организаторы ждали, что на выставку придет примерно 126000 человек, как и в 2010 году. Однако в реальности по CES прошло более 140000, и это было, мягко говоря, заметно. Гигантское, не побоюсь этого слова, пространство выставки было перегружено. В павильонах – не пройти, в кафе – не достояться, на автобусных остановках и станции монорельса – не уехать. Мы-то, родом из СССР, к таким вещам привыкли, но бедные иностранцы стояли в очередях с совершенно ошарашенным видом. Кстати, в докризисном 2008-м CES посетило 141150 человек, но тогда столько и ждали. А в 2011-м всего лишь 10-процентный «перегруз» сказался очень заметно.
Да, и еще. Тот же CeBIT рапортует о гораздо большем количестве посетителей, но надо понимать, что туда пускают буквально всех подряд, а на CES случайного люда было очень мало. Никаких пионеров и пенсионеров автобусами – только люди, имеющие то или иное отношение к IT-индустрии.
Приятным шагом навстречу защите окружающей среды стала раздача всем гостям выставки электронных визитных карточек. На стендах стояли специальные ридеры, и одним движением можно было отправить всю информацию о себе и своих интересах в базу нужной компании. Благодаря этому, CES 2011 стала первой выставкой, где я не расстался ни с одной бумажной визиткой. Все до единой привез домой, хотя обычно их еще и не хватало.
Свои успехи на CES демонстрировали 2700 компаний. Причем большинство из них приехали не просто постоять-помолчать, а действительно привезли новинки и прототипы будущих устройств. Вдумчиво потрогать каждый экспонат – задача для одного человека попросту нереальная. Тем не менее, читатели 3DNews имели возможность увидеть чуть ли не больше, чем я сам, находясь в Вегасе, благодаря волшебной работе службы новостей. Каждый вечер, приползая в номер, я открывал на нашем сайте новости с тегом
Вынужденный удар NVIDIA
Слухи о том, что NVIDIA скоро начнет выпускать процессоры, ходили уже давно. Собственно, иначе и быть не могло: по мере того как графические решения потихоньку проникают в CPU и становятся условно-бесплатными, спрос на дискретные решения будет снижаться. Помните, как было со звуком, встроенным в материнские платы? Поначалу от него все плевались, но потом качество подросло до приемлемого уровня, и абсолютное большинство пользователей отказалось от покупки звуковых карт начального и среднего ценового диапазона. Флагманские решения разрабатываются и продаются до сих пор, однако тиражи их настолько малы, что недавние лидеры рынка компьютерных аудиорешений, вроде Creative и Turtle Beach, вынуждены были срочно осваивать производство чего-нибудь нового.
Конечно, пока есть игры вроде Crysis, спрос на мощные видеокарты будет сохраняться, однако молодежь смотрит в сторону приставок, а взрослым людям обычно не до игрушек. Плюс не стоит забывать о влиянии на спрос массовой миграции на мобильные компьютеры: я бы, может, и рад поменять видеокарту в своем ноутбуке, да не могу. И миллионы людей по всему миру тоже не могут, что, конечно же, мало радует NVIDIA.
Анонс на CES прозвучал угрожающе: партнерство с Microsoft, Tegra 2 в смартфонах и планшетах, мощный Project Denver в настольных ПК, ноутбуках, серверах и даже суперкомпьютерах. И все это на архитектуре ARM – самой популярной и быстроразвивающейся на планете.
Звучит устрашающе. Наверное, страшнее был бы только анонс восьмиядерного процессора с архитектурой x86 и десятка бюджетных четырехъядерников. Но на рынке х86 «место под солнцем жарко как печь», и вход туда – слишком дорогое удовольствие. А демократичный ARM вроде бы открывает больший простор при разумной цене входного билета. Только вот нюансов, мягко говоря, хватает.
Во-первых, платформа NVIDIA Tegra была анонсирована без малого три года назад, но первая версия популярности не снискала, а продукты на второй, анонсированной на CES 2010, в небольших количествах стали появляться только во второй половине года. И это при очевидном дефиците производительных мобильных решений с быстрым графическим ядром. Можно предположить, что NVIDIA долго запрягает, зато быстро ездит, но, в любом случае, даже вход на быстро развивающийся мобильный рынок получается не очень простым, а что уж говорить о ПК и серверах, где новичков особенно не жалуют ни игроки, ни покупатели?
Во-вторых, сделать альтернативу ПК на х86 совсем непросто. Да, на CES показали, как под ARM-версией Windows на Tegra 2 очень бодро запускаются Word и PowerPoint. Однако дата выхода таких Windows пока не определена, и каверзные вопросы из серии «как будем эмулировать SSE на ARM?» остаются без ответа. Плюс, наверное, все успели забыть, что в прошлом году многие производители экспериментировали со смартбуками – по сути, нетбуками на процессорах ARM. Поэкспериментировали и бросили, потому что хлопот с ними обнаружилось множество, а потребители оказались не готовы лишаться привычных Windows в обмен на заметное увеличение времени автономной работы. В результате сегодня ни один крупный производитель компьютеров не рассматривает ARM как альтернативу x86 всерьез. Максимум речь может идти о расширении функционала: так, на Computex 2011 одна глобальная компания представит бизнес-ноутбук, где по соседству с «нормальным» процессором найдется место и мощному ARM. На последний можно будет переключаться в дороге, чтобы экономить ресурс батареи. Разумеется, работать ARM станет под специальной версией Linux, а потом, оказавшись рядом с розеткой, можно вернуться в Windows. Идеальное применение для NVIDIA Tegra 2? Несомненно, но цена этого ноутбука будет довольно высокой, и вряд ли речь пойдет о больших продажах. Если, конечно, идея не приглянется Стиву Джобсу – при проникновении в «макбуки» история архитектуры ARM может получить новое развитие, но об этом поговорим в свое время.
И, наконец, в-третьих. В прошлом году Intel поставила задачу победить ARM в тех сферах, где господство этой архитектуры выглядит незыблемым. То есть в мобильных телефонах, кассовых аппаратах, автомобильных медиасистемах, бытовой технике и далее – везде. Альтернативой ARM назначено семейство процессоров Atom, и хотя экспансия оказалась не столь стремительной, как рисовалось в начале 2010-го, определенные успехи налицо. Например, Atom’ы фактически вытеснили ARM с рынка NAS, обнаружились в прототипах смартфонов, а осенью, как минимум, четыре компании выпустили в продажу планшетные ПК на Atom. Учитывая, что на рынок выходит новая энергоэффективная платформа AMD Ontario, атака на вотчины ARM может стать особенно жесткой, и NVIDIA в роли дебютантки будет особенно нелегко.
Впрочем, планшеты – настолько важная тема, что о ней стоит поговорить подробнее.
Мы стояли на плоскости
Практически все комментаторы отметили, что CES 2011 прошла под знаком планшетных ПК, коих было представлено великое множество. Acer, Asus, Lenovo, Motorola, MSI, RIM, Razor, Samsung — это только гранды, а сколько планшетников вышло под брендами второго и третьего эшелонов — и не счесть. Но удивительно не это. Не меньше половины моделей работало на архитектуре х86! Большинство, конечно, под Windows 7, но были и варианты с Android, Chrome OS и MeeGo на борту.
Причем ладно бы речь шла о продуктах компаний, известных давним сотрудничеством с Intel. Они нередко показывают прототипы, которые так и не идут в массовое производство – вспомним хотя бы «атомофон» LG, показанный год назад. Так нет же! Планшеты на Atom делают и безымянные китайцы, и израильтяне, и немцы. Оптовая цена на уровне типового нетбука, загрузка нескольких операционных систем по выбору – налетай!
А кудесники из ASUS выпустили потрясающую «таблетку» Eee Slate EP121 с 12-дюймовым экраном и Intel Core i5 внутри. Представляете – Core i5! Конечно, наивно при такой мощности ждать рекордного времени автономной работы, но в связке с клавиатурой получается очень интересный вариант для тех, кто хочет и работать, и развлекаться, используя один мобильный компьютер, а не несколько, как сейчас.
Кстати, о клавиатурах. На CES 2011 все производители, не сговариваясь, услышали стоны пользователей первых планшетных ПК о недостаточном удобстве виртуальных клавиш, и, похоже, в будущем аппаратные клавиатуры в том или ином виде появятся у всех устройств этого типа. Кто-то (например, ASUS и Samsung) показали системы типа «слайдер», прежде знакомые нам по мобильным телефонам. Другие (Acer, ASUS, Lenovo) предпочитают единый корпус с «отстегивающимся» экраном. Крайне интересный концепт показала компания Razer, которая в содружестве с Intel разработала маленький планшетный ПК с клавиатурой, где каждая кнопка представляет собой миниатюрный ЖК-дисплей и может менять значение в зависимости от задачи (интересно, не подаст ли на Razor в суд Артемий Лебедев, придумавший подобную клавиатуру несколько лет назад).
Так или иначе, без аппаратных кнопок скоро не будет обходиться ни один планшетник. Это, конечно, существенно расширит сферу их применения, но неизбежно приведет к сокращению продаж классических мобильных компьютеров. Впрочем, насколько могу судить, подобная перспектива никого в индустрии не пугает.
Да, платформа х86 пока не идеально подходит для «ультрамобильных» нужд, но это с лихвой компенсируется наличием стандартной элементной базы и легкостью смены операционной системы. Например, трудно представить планшетный ПК с ARM, официально (подчеркиваю, официально) позволяющий загружать несколько ОС, а на х86 это почти стандарт уже сегодня. А когда в конце года выйдет 22-нанометровый Atom и энергопотребление х86 практически сравняется с ARM, поводов для выбора доминирующей сейчас платформы останется совсем немного…
На этом заканчиваю первую часть рассказа о CES. В его продолжении мы пройдемся по стендам и стендикам выставки, поговорим об интересных продуктах и людях, их представляющих, и непременно сделаем несколько лирических отступлений, читать которые обычно интереснее всего.
Материал написан по заказу портала 3DNews.ru