Как я сходил на концерт «Кино» в 2021 году
- 23/05/2021
- 👁 19 787 просмотров
- 0
Цой умер, детка, Цой умер
Билеты на концерт «Кино» я купил в ноябре 2019 года. Тогда только объявили выступления в Москве и Петербурге в октябре 2020 года, и я совершенно осознанно выбрал Петербург. «Кино» все же ленинградская группа, и вероятность возникновения магии в родных местах всегда выше. Тем более – на самом первом шоу, которое по плану должно было пройти в Ледовом дворце на проспекте Пятилеток.
Но потом случилось, что случилось. Концерт с октября 2020-го перенесли на февраль 2021-го, а потом еще раз – на май. Сейчас мне кажется, что Цой где-то там вошел в большой авторитет, и вся эта пандемия имела задачу намекнуть – мол, ребят, а может не надо?
Но концерт «Кино» все же состоялся. Правда, организаторы поставили два выступления в один день. Позвонил вежливый менеджер и сообщил, что мне придется идти в 15-00, а не в 20-00. Я сказал, что мне такой вариант не подходит. Менеджер обещал все исправить и… прислал билеты на 15-00. Обращение в поддержку не помогло вообще никак. Учитывая, что билетов было очень много и на дневной, и на вечерний концерты, и их скидывали буквально за гроши, налицо не овербукинг, а банальный бардак. Не знаю, как вечером, но днем Ледовый дворец был заполнен от силы на треть. Главное столпотворение наблюдалось в танцевальном партере, где поставили стулья и запретили вставать. Да-да, коронавирус не распространяется, если сотни людей сидят вплотную друг к другу. Но если кто-то встал, то сразу в морг. Охранники бегали по всему залу и усаживали даже тех счастливчиков, которые в своем ряду оказались в гордом одиночестве.
Концерт начался с огромного слова «СМЕРТЬ» на экране. Несмотря на то, что потом пошла цитата из Цоя «Смерть стоит того, чтобы жить», именно первое слово задало настрой всему двухчасовому шоу.
Разумеется, Виктора Цоя на концерте не было. Когда все это затевалось полтора года назад, музыканты рассказывали о его оцифрованном с исходников альбомов голосе, который будет сопровождаться живым исполнением Юрия Каспаряна, Игоря Тихомирова и Александра Титова в сопровождении «неоригинального» барабанщика и гитариста. За видеоряд на экране ответственность взял Александр Викторович Цой, официальный сын Виктора Цоя. И по совместительству — держатель прав на его творческое наследие.
Насколько я помню, музыканты планировали внести определенные коррективы в аранжировки песен. Но в итоге почему-то решили играть точь-в-точь. Только Александр Титов иногда немного уходил в сторону, а остальные четко копировали студийные ходы.
Я бы сказал, что именно в этом была главная проблема концерта. Но их было гораздо больше.
Во-первых, в Петербурге не смогли найти звукорежиссера. Или на его месте сидел какой-то самозванец. Такого ужасного звука я не слышал очень давно. Достаточно сказать, что примерно в трети песен разобрать голос Цоя было невозможно. Также, по всем признакам, были проблемы с мониторами у музыкантов. Иначе объяснить тот факт, что Каспарян несколько раз сыграл вообще мимо музыки, я лично не могу.
Во-вторых, несмотря на все рассказы организаторов, у них все же не оказалось исходников альбомов. Ладно «45», который записывался на коленке и очень давно. Ладно «Черный альбом», весь записанный на основе черновика голоса Виктора Робертовича, который и не предназначался для использования вовне. Там поверх наложен такой бешеный фильтр, что очистить запись от него – просто невозможно. Но «Это не любовь», «Звезда по имени Солнце», «Группа крови» — неужели и с ними все совсем плохо? В результате было полное ощущение, что слушаешь до боли знакомую студийную запись, только почему-то в большом зале.
В-третьих, объектом насмешек стал видеоряд концерта. Александр Цой рассказывал, что работа над ним началась еще за год до объявления о концертах. То есть, получается, трудился два с половиной года. На выходе же получилось нечто сырое и непонятное. Где-то пытались плясать от рисунков Цоя, где-то от городских пейзажей, где-то от мультипликации. Проблема во всех случаях была одна и та же: идея на несколько секунд, а ее растягивали на минуты. Мне понравилось графическое решение только одной композиции – «Перемен». Там голова Цоя, состоящая из текста песни (свежо, конечно) просто пропела все от начала до конца. Да, голова движениями и мимикой до боли напоминала плохого робота-полицейского из известного фильма. Но все же на это было интересно смотреть. А остальное… Судя не только по моему впечатлению, но и по отзывам в интернете, Александр Цой «не пробил». Рикошет на рикошете. Наверное, простая нарезка видео с участием самого Виктора Робертовича и то бы зашла лучше.
Понимаете, мне очень нравится «Кино». Виктор Цой писал совершенно надвременные песни, которые интересно и гармонично звучат в 2021 году. С большим удовольствием слушаю восстановленные Maschina Records классические альбомы. Просто удивительно, как современные технологии и любовь к музыке могут преобразить довольно старые и такие знакомые записи.
Но с концерта мне захотелось уйти уже минут через сорок. Каменные лица музыкантов, словно ощущающих себя не в своей тарелке. Херовый звук. Несвязный видеоряд. И ощущение, что за хорошие деньги тебе включили альбомы, которые ты уже покупал на кассетах и компакт-дисках.
Как известно, хороши все жанры, кроме скучного.
Мне было очень скучно.
Итого
Вполне очевидно, что мое мнение может не совпасть с вашим. Например, Алексей Рыбин, который тоже был на концерте, отозвался о нем очень хорошо. Странно, конечно, что он ни разу не появился в видеоряде во время исполнения песен из альбома «45». Да и на сцене Алексей был бы очень кстати. Но не доверять его вкусу – невозможно.
Но у меня ощущение, что побывал не на концерте «Кино», а на припоздавших и затянувшихся поминках, куда зачем-то продавали билеты. Да, музыканты ловко воспроизвели свои партии 30-летней давности. Но… зачем? Музыка не стоит на месте, и можно сравнить как звучал вдохновлявший Виктора Робертовича «Аквариум» в конце восьмидесятых, и как звучит сейчас. Можно было сделать концерт «Кино» в 2021 году, а не ремейк выступления в 1990-м, где Цоя заменила запись его голоса. Мне кажется, 31 год назад фанаты бы не оценили.
Формат «концерт звезды без ее участия» довольно распространен. Достаточно сказать, что Элвис до начала двухтысячных продолжал «выступать» в виде проекции на экране под аккомпанемент своих постаревших музыкантов.
И это, наверное, здорово – поностальгировать коллективно.
Но Цой, настоящий живой Цой умер. И, к сожалению, концерт «Кино» в 2021 году это убедительно доказывает.
P.S. Дополню еще один важный момент. Если вы слышали хоть одно выступление «Кино» с Цоем, то, наверное, знаете — как отличается его манера исполнения на концерте от студийной. И взять для концерта только студийный голос — это просто… непорядочно.