Я знаю, что это не теплый ламповый звук, а сложнейшая психоакустическая модель и мощная электроника. Но мне плевать.

Год назад, рассказывая о Sony WH-1000XM2, я написал, что это «однозначно лучшие беспроводные наушники с активным шумоподавлением, которые мне приходилось слышать». С тех пор поводов поменять мнение не было. Наушники ездили со мной повсюду, одинаково хорошо проявляя себя и в поездах, и в самолетах. И каждый раз, надевая их, я не мог избавиться от удивления: насколько же ловко умное железо, используя качественную психоакустическую модель, эмулирует теплый ламповый звук. Да еще и надежно защищая уши от внешних шумов, создавая иллюзию уютной тишины.

На фоне всего беспроводного и шупомодавляющего, что приходилось слышать ранее, это был колоссальный рывок вперед. И когда в сентябре 2018-го анонсировали WH-1000XM3, я был уверен, что это косметическое обновление, в котором нет ничего действительно интересного. Потому что невозможно делать прорывные продукты каждый год.

Я ошибался.

Первое знакомство

Внешне старые и новые наушники очень похожи. WH-1000XM2 мне нравятся даже больше из-за шершавой текстуры чашек, отдаленно напоминающей кожу. В новом поколении чашки стали гладкими, что как-то… удешевило экстерьер. Также изменился механизм слайдера, и 1000XM3 подстраиваются под ваш череп гораздо тише.

На переднем плане Sony WH-1000XM3. на заднем WH-1000XM2

Изменился и дизайн амбушюр. В 1000XM2 мягкий кожзам обхватывал ушные раковины гораздо плотнее, что через некоторое время приводило к повышенному потовыделению. У 1000XM3 отверстия гораздо больше – как минимум, в полтора раза. Из-за этого новая модель, весящая всего лишь на 20 граммов меньше старой (255 г против 275 г) ощущается на голове гораздо «легче». И потовыделение если не исчезает, как класс, то значительно снижается.

Я подозреваю, что плотный обхват в прошлом поколении был вызван необходимостью приглушить выход вовне звуков, идущих из динамиков. Чтобы не бесить соседей в том же самолете или поезде. В 1000XM3 то ли использовали более эффективно изолирующие материалы, то ли еще какую-то магию придумали, но на полной громкости наушники транслируют наружу только общие черты мелодии, тогда как на 1000XM2 ее слышно достаточно детально. Соседи будут довольны.

Полезным улучшением стал и переход на стандарт зарядки USB Type-С. Действительно, micro USB уже практически канул в Лету, и таскать с собой отдельный кабель для наушников немного странно. Вместе с новым разъемом завезли быструю зарядку – типа, за 10 минут можно назаряжать на 5 часов прослушивания музыки. Лично мне от этого не жарко и не холодно, потому что полного заряда хватает на полные сутки непрерывного воспроизведения на полной громкости. Ну и потом я, скорее всего, лягу спать, одновременно подключив наушники к зарядному устройству или аккумулятору.

Еще немного изменился дизайн чехла: материал стал более шершавым, а внутри нашлось место не только переходнику на самолетный разъем, но и для зарядного кабеля и шнурка для проводного подключения к источнику звука. Толку от последнего немного: количество смартфонов с аналоговыми разъемами, куда стоит втыкать наушники дороже 3000 рублей, исчезающе мало…

Все перечисленное, конечно, не тянет на новую модель. Если бы приехавшие ко мне 1000XM3 тоже были бежевого цвета, я бы путал их со старыми. Если бы звук оказался таким же, писать этот обзор не имело никакого смысла.

Но разница скрывалась именно в нем.

О звуке

Кажется, я уже приводил пример с игрой Doom 2. Долгое время она была эталоном 3D-шутера, и когда заговорили о Quake с какой-то «подлинной трехмерностью», мне было даже не очень понятно – о чем идет речь? Куда трехмернее-то? Зато потом, через годик после выхода Quake, попробовал поиграть в Doom 2 и обомлел: мамочки, какое убожество, да что ж тут вообще могло нравиться?

Первое прослушивание Sony WH-1000XM3 у меня состоялось в поезде, который со скоростью 170 километров в час мчался в Нижний Новгород. В вагоне было шумновато, сзади сидела группа работяг, явно закончившая какой-то большой заказ и предвкушающая чад кутежа. Слушать их остроумные шутки было не очень интересно, а не слушать – трудно. Но наушники помогли мне спастись от фонтана тухловатых острот, потому что в них стоит усовершенствованный шумодав, обученный вычитать не только монотонные шумы, но и человеческий голос. Да что там голос – даже детский плач приглушается весьма качественно. Хорошо бы было протестировать его и с храпом, но, к сожалению или к счастью, храпящего соседа пока не попадалось. В остальных дорожных ситуациях шумодав точно справляется отлично.

Sony WH-1000XM3

У WH-1000XM2 был недостаток, свойственный многим наушникам с активным шумодавом: при изменении давления эффективность удаления шумов снижалась. Решалось это нажатием кнопки автоподстройки и примерно 10-секундным ожиданием, но за время полета делать это приходилось раза три-четыре. Да и в поезде, как ни странно, давление в течение часа-двух меняется довольно ощутимо. В WH-1000XM3 встроили датчик атмосферного давления, который помогает наушникам подстраиваться в фоновом режиме. Мелочь, а приятно.

Так вот надел наушники, включил любезную сердцу музыку и уже минуты через три конкретно охудивился. Потому что передать настолько крутой звук по воздуху мне казалось невозможным в принципе.

В рассказе про 1000XM2 я уже писал, что они показывают нечто вроде фокуса. Электроника наушников в режиме реального времени обрабатывает сжатый звук, передающийся по воздуху, и восстанавливает его до исходного состояния. Попутно «вытягивая» мелкие детали, которые lossy-кодеки обычно уродуют до неузнаваемости или незаметности. Также электронная начинка, зная об особенностях используемых динамиков, помогает им «подчеркивать» звук в частотных диапазонах, где он бы без этого подчеркивания провалился. Собственно, такой подход помогает выжимать максимум даже из относительно слабых драйверов, а хорошие драйверы начинают творить чудеса.

То, что выдавали 1000XM2 уже было чудом. Но в новых 1000XM3 эффективность электроники вышла на какой-то запредельный уровень.

Не забудьте посмотреть видеоверсию обзора, там интересно.

Самое трудное в «отрисовке» звука – это не басы, не позиционирование источников, не отсутствие «каши» в звуковой картине. По-настоящему сложно добиться того, чтобы стало слышно зарождение каждого звука и его затухание. Особенно – звука второстепенного, который рождается и умирает где-то глубоко на заднем плане. Воспроизвести такое способен, мягко говоря, не каждый плеер – и только самые лучшие наушники. Например, я, когда хочу проникнуться богатейшей звуковой картиной со всеми нюансами, надеваю Kennerton Vali, подключенные к звуковой карте Creative Sound BlasterX AE-5 или (если нет возможности сидеть рядом с компьютером) плееру Sony NWZ-A17. Эти наушники в России стоят 60 тысяч рублей, а на богатом Западе до полутора тысяч евро. И отрабатывают свою цену очень уверенно. После них слушать что-то другое бывает немного неприятно. И вот это зарождение и затухание любого количества источников звука в композиции там слышно крайне отчетливо (думаю, вы понимаете, но я уточню – на правильных файлах в lossless-форматах).

Но нечто очень похожее я вдруг услышал на Sony WH-1000XM3. На 320-килобитных mp3. Не крутите пальцем у виска, дорогие аудиофилы. Оно же понятно, что такого не может быть, потому что не может быть никогда. Но ты надеваешь эти наушники и слышишь, как в знакомой до боли композиции в левом канале стоит мааааленький такой барабанчик. И по нему нежно постукивают кисточкой средней жесткости. И ты слышишь не просто невнятное тыц-тыц, а именно барабанчик. И, мать ее, кисточку.

Ну, а дальше все начинает складываться во что-то совсем удивительное. Каждый источник звука рисуется максимально точно, он не забивает соседей, его звучание отрисовано максимально эффектно и выгодно, и в то же время – естественно. Все вместе это дает такую яркую и богатую звуковую картину, что челюсть отваливается напрочь. Ведь делает это не какой-то там гениальный звукорежиссер, а железка. И в реальном времени. Охренеть.

Ценители всего теплого и лампового могут сказать, что это не настоящий звук, а Sony мошенничает. Знали бы вы, как я ненавижу разного рода улучшайзеры. Всегда отрубаю их напрочь, и даже эквалайзером никогда не пользуюсь за пределами исследовательских целей. Но то, что творит Sony в WH-1000XM3 – это уже настоящая магия. Это наступившее будущее. Замечу – будущее не очень светлое, потому что человечество прямо на твоих глазах лишается сложной и престижной профессии. Но когда я вдруг начинаю слышать это живое дыхание даже в записях Федора Шаляпина с порядком измученных граммофонных пластинок… Ох. Обманывайте меня. Берите мои деньги. Только пусть музыка не кончается.

Там еще прикольная фишка одна есть. В некоторые игровые гарнитуры встраивают вибромоторчики, которые заставляют амбушюры ритмично подергиваться при воспроизведении басов. Так вот в WH-1000XM3 вроде бы никаких моторчиков нет. А вот это упругое подпрыгивание – есть. Ну точно магия.

Доктор, почему я ничего не чувствую?

В процессе тестирования делился впечатлениями от WH-1000XM3 в соцсетях, и мне прилетело несколько комментариев: мол, да что ты гонишь, никакой разницы в звуке с 1000XM2 нет, не надо тут фантазировать.

И эти люди говорили абсолютную правду. Действительно, вы не почувствуете отличий от старой модели, если будете слушать музыку… на iPhone. Дело в том, что Apple лучше знает, какой битрейт по воздуху нам нужен. И потому для работы с абсолютным большинством беспроводных наушников используется кодек SBC, эквивалентный 256 килобитам в секунду. Если музыкальный файл создан при помощи кодека AAC (как все композиции в iTunes), он в это прокрустово ложе укладывается приемлемо и звучит нормально. А вот mp3 в процессе пережатия и передачи портится до полного безобразия.

Если в наушниках стоит чип Apple W1, то битрейт волшебным образом вырастает до 728 килобит в секунду. Но в Sony этого чипа, как мы понимаем, нет. И даже очень сильное колдунство не позволяет выжать из получаемого с iPhone сжатого звука что-то удивляющее.

Точнее, все, что можно, уже выжимает WH-1000XM2. Хорошо играет, вопросов нет. Даже работает рекламируемая Sony технология оживления mp3, именуемая DSEE HX. Но, подключив WH-1000XM3, вы почувствуете разве что легкое усиление басов и оптимизацию работы шумодава. А музыка будет играть так же. Поэтому никакого смысла в таком апгрейде нет.

Новые Sony раскрывают свои таланты при использовании кодеков aptX HD или LDAC. Я тестировал наушники на трех смартфонах: Sony Xperia XZ3, Huawei P20 Pro и Huawei Mate 20 Pro. Все они поддерживают LDAC, и наушники при подключении сами выбирают полосу пропускания 600 килобит в секунду. Спорить с ними я не стал, на пиковые 900 Кбит/с не переключался. Того, что доходит до наушников в режиме по умолчанию, хватает для работы электроники наушников и описанной выше магии.

Конечно, надо понимать, что от исходника зависит очень много, и если вы пользуетесь стриминговым сервисом, где вся музыка залита с 192-килобитным битрейтом, наушники этот кадавр оживить не смогут. А вот уже на 320 килобитах эффект сильно интереснее. У меня как раз есть платная подписка на Яндекс.Музыку, и в режиме HQ свежие композиции звучат в WH-1000XM3 очень прилично. Вполне и весьма, как говорит классик.

Итого

После Quake я уже никогда не играл в Doom 2. Теперь, после знакомства с Sony WH-1000XM3 я уже не смогу слушать 1000XM2.

Новые беспроводные наушники Sony – это гвоздь в гроб проводных наушников в массовом сегменте. Все, ребята. Приехали. Есть убедительное доказательство, что по воздуху можно передать и распаковать звук с качеством, которое 99% аудитории не отличит от проводного. И это уже вопрос небольшого времени, когда аналогичные возможности появятся у китайцев.

Разумеется, остается 1%, который слышит (или думает, что слышит) разницу с некошерным Bluetooth, и готов щедро платить как за сами проводные наушники, так и за устройства для воспроизведения звука. Но пробраться в эту тусовку крайне непросто, и если вы еще не в ней… Ну, держитесь там. Денег скоро не будет.

Путь Sony WH-1000XM3 тоже не будет устлан розами, потому что стоят они без малого 30 000 рублей, а для самой денежной аудитории, айфоноводов, эта модель подходит средне из-за невозможности раскрытия потенциала. Им надо брать что-то полноразмерное с чипом Apple W1. Я хотел написать, что для iPhone можно смело брать WH-1000XM2, но, как выяснилось, в России старую модель уже почти не найти, а остатки стоят не сильно-то дешевле XM3. Ну, в общем, на ваше усмотрение.

А вот владельцам смартфонов-флагманов на Android новые Sony обязательно зайдут. С условием, конечно, что вы включаете музыку не только для ритма или фонового шума. От просмотра фильма или сериала с нормальной звуковой дорожкой тоже получите удовольствие.

Но я уже искренне не могу представить – что еще можно будет улучшить в WH-1000XM4? Доживем до сентября.

P.S. Да, по кабелю подключить тоже можно, но радости никакой. Все ушли в Bluetooth.