Где ты, магия?

Новый гибридный флагманский ЦАП Fiio K19 буквально ошеломляет характеристиками. Просто читаешь их, и рука сама тянется за банковской картой. Хотя цена немалая, гораздо выше, чем у флагманов прошлых лет. Но я решил сначала внимательно вслушаться – так ли велик прогресс со времен различных версий Fiio K9? И, знаете, не все так уж однозначно.

Fiio K19

Техническое совершенство

Как я уже не раз говорил, производители ЦАПов всегда стремятся вытаскивать наверх параметры, которые, по мнению нормального человека, оказывают положительное влияние на качество звука. Оно ведь как кажется – чем больше, тем лучше, верно? Вот это нам и подсовывают под нос.

В случае с Fiio K19 совать можно с утра и до обеда, и еще на ужин останется. Потому что начинку действительно подобрали со вкусом.

Если честно, даже не знаю с чего бы начать.

Наверное, с двух флагманских чипов ES9039SPRO, отвечающих за преобразование звука. Не рискну утверждать, что это лучшее решение в мире, но определенно лучшее из того, что может сейчас предложить ESS Sabre. Каждый чип поддерживает аж 8 каналов, так что, по идее, одного хватило бы с лихвой. Но в топовых ЦАПах никто не экономит. И плевать, что суммарные 16 каналов так и останутся никогда не востребованными. Оптовая цена 64 евро в партиях от ста штук. Запомните эту цифру до того момента, когда мы заговорим о цене самого Fiio K19.

В роли DSP использован ADI ADSP-21565. Это зверюга, отвечающая за обработку цифровых сигналов в реальном времени, которая умеет вообще все и даже больше. На официальном сайте говорится, что он использует ядро SHARC+ на базе фемтосекундного кристаллического генератора с ультранизким фазовым шумом. Ни хрена не понятно, но рука снова хватается за банковскую карту! Использование такого мощного чипа сделало возможным появление 31-полосного параметрического эквалайзера с регулировкой без потерь.

Шестнадцатиядерный чип XMOS XU316 поддерживает форматы PCM до 32 бит и 768 кГц, DSD512, а также явно вымирающий, но пока еще живой MQA.

Если вам придет в голову подключить такое серьезное устройство к источнику по Bluetooth, оно, конечно, покрутит виртуальным пальцем у не менее виртуального виска, но возражать не будет. В вашем распоряжении SBC, AAC, aptX, aptX HD, aptX Adaptive и LDAC.

Fiio K19

У предыдущего флагмана Fiio K9 Pro ESS пиковая выходная мощность при сопротивлении 32 Ом составляет 2100 мВт. Мне это казалось весьма приличным уровнем. Так вот здесь пик почти вчетверо больше – до 8000 мВт. Это достигается по балансному выходу и с включенным ультра-высоким усилением, но, согласитесь, моща знатная. Насколько она реально нужна, мы поговорим ниже.

Там еще можно довольно долго писать всякие параметры, но у меня дома уже кончился скотч для привязывания себя к креслу. Без него я все время пытаюсь добежать до забитой гвоздями тумбочки, где лежат все банковские карты. Поэтому, если очень хочется, сами идите на сайт, а я скажу о том, что меня сразу же насторожило.

Я с недавних пор окончательно убежден, что главное в звуке вовсе не ЦАП, как таковой, а усилитель. Просто много раз уже сталкивался, как устройство с крутым чипом, но слабеньким усилителем звучит никак. И, наоборот, что-то совершенно древнючее, умеющее только 16 бит и 48 000 Гц, с толковым усилителем играет невероятно радостно. Так вот, несмотря на радикально обновившуюся электронную начинку, усилитель сюда переехал из K9 Pro ESS без изменений. Это THX AAA 788+. Решение неплохое, спору нет. Да и название красивое. Но оно же стоит и в обычном К9, и даже в К7. Оно понятно, что не усилителем единым определяется звук. Питание в К19 реализовано куда более тщательно. И все же червь сомнения во мне поселился.

Разъемы, разъемы

Те, кто уже знаком с продуктами Fiio, знают о любви компании добавить как можно больше разных интерфейсов и разъемов даже в бюджетных моделях. Про флагманы и говорить нечего: казалось бы, после K9 Pro нас уже ничем не удивишь.

Удивили.

Fiio K19

Во-первых, увеличилось количество режимов работы. Кроме привычного подключения по USB, оптике, коаксиалу и Bluetooth, у нас теперь есть HDMI 2.0 и HDMI ARC. Так что Fiio K19  можно использовать в тандеме вообще со всеми домашними устройствами, нуждающимися в улучшении звука. Поддержка HDMI ARC уменьшает количество необходимых кабелей и позволяет управлять звуком с пульта телевизора. Немного обидно, правда, что поддерживается именно стандарт ARC, а не более современный eARC. Там максимальный битрейт скакнул с одного мегабита аж до тридцати восьми. Да, понятное дело, и в мегабит можно запихать много вкусного. Но мы, настоящие аудиофилы, не готовы ни к каким компромиссам, даже если не способны услышать разницу. Поэтому пиковые для HDMI ARC 48 кГц нам кажутся даже слегка оскорбительными.

Также для истинных ценителей прекрасного предусмотрено два способа запитать ЦАП. Первый – через встроенный 40-ваттный блок питания переменного тока с внушительным диапазоном поддерживаемых напряжений от 85 до 305 В. Если же вам такое кажется несерьезным, можно подключить внешний БП постоянного тока с напряжением 15 В и мощностью 3 ампера. Сам, врать не буду, слушал через встроенный, потому что прям хорошего аудиофильского БП подходящей мощности у меня нет, а втыкать абы что – странно. Подчеркивается, что на аналоговые и цифровые выходы ведут отдельные линии питания.  И есть даже переключатель заземления.

Для подключения наушников предусмотрен весь стандартный для ЦАПов такого класса набор – стандартный разъем 6.3 мм, балансный 4.4 мм и полноразмерный балансный XLR. Всего предусмотрено четыре аналоговых и два цифровых выходных режима. Честно говоря, даже трудно представить устройство, на которое нельзя вывести звук с Fiio K19.

В работе

Новый флагман получился тоньше предшественников, но при этом гораздо больше по площади. 250x225x36.7мм – в общем, не шуточки. Устанавливать его можно либо плашмя, либо боком. Для второго варианта в комплекте лежат удобные ножки.

Если выберете вариант горизонтальной установки, сразу отриньте от себя идею поставить что-нибудь сверху. Греется Fiio K19 очень серьезно. Руки не обжигает, но близок к этому.

По-хорошему, ему бы корпус в два раза толще и/или активное охлаждение. Но аудиофилы не поймут. В результате наблюдаем, как желание сделать аудиофильское решение борется с законами физики. Кстати, не исключено, что с внешним БП нагрев будет меньше. Но это неточно.

Fiio K19

С омерзением посмотрев на комплектный USB-кабель, использовал свой. Вообще, конечно, продавать устройство за такую внушительную сумму и класть в коробку такое, простите, дерьмо – это надо что-то странное в голове иметь. Ну не кладите вообще ничего, коль хочется сэкономить. Но зачем подрывать репутацию продукта? Не понимаю, правда.

За исключением переключателей на задней панели, Fiio K19 управляется при помощи двух вращающихся и нажимающихся ручек. Результаты манипуляций отображаются на 1.3-дюймовом экране с разрешением 240х240 точек. Настроек много, и пробираться через них довольно удобно. Порадовало, что увеличилось количество градаций усиления – с трех до пяти. Место Medium теперь заменяет High, а вместо собственно High – Ultra High. Я так далеко не залазил за ненадобностью. Но вам, конечно, никто не запрещает. По каким-то загадочным причинам подсветка ручек меняется только через приложение Fiio Control. Я его все равно всегда ставлю, если в ЦАПе есть Bluetooth, но все же решение… нестандартное.

Особенно глубоко по настройкам не лазил. Единственное, после пары часов прослушивания выставил эквалайзер в положение Rock. Никогда такого не делаю, предпочитая звук без улучшайзеров. Но тут по умолчанию получалось совершенно безбасово даже на наушниках, где его заведомо должно быть с избытком. Установка режима Jazz, в принципе, тоже достаточна. Но я уж решил не сдерживать себя. Пусть басы басят!

О звуке

Человеку, не очень погруженному в аудиофильские тонкости, ЦАП за 130-150 тысяч рублей (а именно столько просят за Fiio K19) видится совершенным устройством, просто гарантирующим невероятное наслаждение.

К сожалению ли, к счастью ли, но я знаю, что для действительно хорошего ЦАПа такая цена… низковата. Но все же, зная Fiio, была уверенность в приличном уровне, достаточном для большинства людей, не лишенных слуха.

Революции не произошло. Но есть и хорошие новости.

В свое время из-за пожара на фабрике AKM в японском городе Нобеока Fiio была вынуждена перевести свой флагман K9 Pro на чипы ESS Sabre. В результате мы получили детальный, но весьма жесткий звук. Потому что усилитель THX AAA сам по себе суховат, и в сочетании с жесткостью ESS получилось… на любителя. Не зря за немногочисленными экземплярами K9 Pro AKM до сих пор гоняются, и цены на них не падают.

Так вот в Fiio K19 вернулся Тот Самый Звук. Вроде бы связка та же, ESS плюс THX, но получается достаточно мягко. Не лампово, но и не бесюче. Но почему-то только в стандартном выходе 6.3 миллиметра. При подключении через балансный выход жесткость K9 Pro ESS возвращается во всей красе. Кому-то она понравится, кому-то не очень. Я не выдержал, и через пару часов вернулся на 6.3 мм.

Запас мощности и новые уровни усиления позволяют использовать с K19 любые планарные наушники. Правда, по каким-то не вполне очевидным мне причинам, после High лучше использовать сразу Ultra High, минуя Super High. В последнем режиме звук становится грязноватым и каким-то перегруженным. На «ультра» все очищается.

Fiio K19

В целом звук соответствует цене. Он детален, честен, в меру объемен. С ним можно делать всякое без непоправимого ущерба для исходного материала, максимально подстраиваясь под конкретную пару наушников. Особенно возрадуются владельцы высокоомных и просто тугих моделей, которым на K9 Pro было тесновато.

Для «звука из коробки» это действительно хороший вариант. И все же я немного расстроен.

Итого

Уже в десятый, наверное, раз упомяну старинную рекламу зубной пасты Colgate: «Мы не могли улучшить продукт, поэтому улучшили тюбик».

Именно такое ощущение у меня осталось от Fiio K19. К тюбику вопросов никаких. Больше, лучше, мощнее.

Но если абстрагироваться от красивых рюшечек и не фанатеть от высокоомных наушников, это тот же звук, что и в Fiio K9 Pro AKM, вышедшем три года назад.

Почему это так, мне вполне понятно. Здорово писать про крутые чипы ESS, отвечающие за цифро-аналоговое преобразование. Но они, по сути, просто недорогой способ привлечения внимания неофитов. Потому что опытные люди знают – истинная магия кроется в усилении и питании. А знаете, сколько стоит действительно приличный предусилитель? От двухсот долларов за штучку. Лучше – от трехсот. Их нужно минимум две штуки, что автоматически взвинчивает себестоимость устройства раза в полтора.

Но хорошие предусилители имеют размер заметно больше булавочного ушка. И нуждаются в довольно крупных радиаторах. В корпус толщиной меньше 4 сантиметров они банально не влезут. Так что нужно делать ЦАП, скажем, вдвое толще.

Уже нынешняя цена флагмана Fiio делает его не очень доступным для широких масс. А что, если вместо 130-150 тысяч попросят 200-220? Ведь целевая аудитория Fiio – это все же не матерые аудиофилы, которым лям нипочём. Нет, Fiio покупают более-менее нормальные люди, которые просто хотят слушать и радоваться. И желательно из чего-то компактного, а не из коробки на полстола.

Считаю, что Fiio K19 – предел того, что можно сделать в таком компактном корпусе. Это достойный ЦАП с усилителем, к которому можно подключать действительно хорошие наушники и получать отличный результат на выходе. Если доходы позволяют, можно смело брать.


Но я не могу отделаться от мысли о чрезмерности ценового скачка. Да, знаю, что Fiio K9 Pro ESS из новых поставок пытаются продавать по 110 тысяч. Но если вы не планируете подключать ЦАП к телевизору, и высокоомных наушников у вас тоже нет, обратите внимание на Fiio K9/K9 Pro AKM. Они еще попадаются в магазинах и довольно обильно представлены на Авито. За вдвое-втрое меньшую цену получите звук не хуже. Разницу же можно потратить на отдельный усилитель, и при удачном выборе (а также при качественных соединительных кабелях, это важно) результат будет гораздо лучше, чем при использовании даже самого лучшего комбайна.

К сожалению, законы физики остаются серьезной преградой для создания ультракомпактных дешевых ЦАПов, играющих на уровне компонентных систем за 3-4 миллиона рублей. Но, говорят, Валентин Казанжи из Санкт-Петербурга работает над преодолением этой нерешаемой проблемы.

Большое спасибо Сергею Т. за предоставленный на тест экземпляр.

Телеграм-канал автора со всеми обновлениями и интересными постами: https://t.me/vilianov
Увидеть все ролики и статьи раньше всех: https://sponsr.ru/vilianov/
Поддержать единоразово: https://yoomoney.ru/to/410011015383820 или на карту 4048025001636300