В мааааленьком корпусе

Продавцы с Aliexpress часто предлагают устройства на обзор. И в большинстве случаев я отказываюсь. Просто есть ощущение, что если вы захотите купить карманный радиоприемник или безымянные наушники, мое мнение о них не потребуется. Но с ЦАПом Khadas Tone2 Pro все сложилось иначе. Меня удивило, что за такую крохотную штучку просят вполне заметную сумму – без малого пятнадцать тысяч рублей. И, судя по отзывам, никто из купивших не чувствует разочарования. Этот феномен определенно нуждался в исследовании!

Khadas Tone2 Pro

Снаружи и внутри

С первых же строчек описания Khadas начинает буквально гвоздить названиями компонентов.

Начинается все с XMOS XU216. Это немолодой (2018 года), но весьма заслуженный чип, который используется в ЦАПах довольно высокого уровня. Например, в Gustard U18, который без усилителя стоит около 50 тысяч рублей. Чип нативно поддерживает MQA, PCM 768 КГц и DSD 512.

Khadas Tone2 Pro

За магию, то есть превращение цифр в звуки, отвечает чип ESS ES9038Q2M. Это тоже ветеран аудиоиндустрии, они ровесники с XU216. В массовом сегменте знаком нам по ЦАПам SMSL C200 и Fiio K5 Pro ESS. Часто встречается в мобильных решениях среднего и высокого ценового диапазонов.

А вот дальше начинается действительно интересное. Компанию этой паре составляют четыре операционных усилителя OPA1612. Они… недешевые. И потому в решениях подобного класса встречаются нечасто (мы их знаем, например, по Fiio K9 и K9 Pro). Тем более – в количестве четырех штук. Еще три приличных усилителя RT6863D отвечают за выход RCA.

Перечисленные чипы – далеко не все, что определяет цену Khadas Tone2 Pro. Но только они стоят в розницу больше 10 000 рублей. Понятно, что производитель покупает компоненты оптом, и экономит при этом немало. Но очевидно и другое: схема ЦАПа сделана с пониманием и… уважением. Да, конечно, без компромиссов не обошлось. Но нет и стыдного безобразия, когда вокруг приличного чипа насыпают мусорных компонентов по сто рублей, и называют это аудиофильским ЦАПом. А тут даже за контроль громкости отвечает пара очень «взрослых» микросхем NJU72315, использующихся также в Fiio K7 и K9/K9 Pro. В розницу за них просят больше 500 рублей.

Набор разъемов, скажем так, небанальный. Из-за того, что корпус реально маленький и тонкий, разместить на нем вообще всё невозможно. Но имеющиеся площади использованы по полной программе.

Завести звук в ЦАП можно по USB, через коаксиальный S/PDIF и по Bluetooth. Для последнего придется докупить специальный адаптер, которого нет в комплекте (цена вопроса 3500 рублей).

Для вывода на наушники используются стандартный 3.5-миллиметровый и уже почти ставший стандартным балансный 4.4-миллиметровый разъемы.

А вот для подключения динамиков предлагается использовать балансные (!) RCA-разъемы. Это проприетарное решение Khadas, имеющее обратную совместимость с обычными «тюльпанчиками». Но для ценителей… необычного предлагаются фирменные кабели и переходники, позволяющие подключить к нашей фитюльке звуковоспроизводящие устройства с полноразмерными XLR-3. Насколько такое нужно на практике, я судить не берусь. Вроде бы большие динамики принято подключать к чему-нибудь покрупнее. Но мир меняется, и, возможно, кому-то захочется миниатюризации.

Для таких разъемов места нет, но если очень хочется, то можно

Очень интересно реализована схема питания. Сзади у Khadas Tone2 Pro два порта USB-C. Один предназначен для подключения к источнику звука – смартфону, компьютеру, игровой приставке и т.д. А вот второй универсальный. В него можно воткнуть адаптер Bluetooth, а можно – внешний блок питания. Во втором случае основной разъем используется только для передачи данных, что улучшает соотношение сигнал/шум.

Я с таким подходом раньше не сталкивался. И идея очень нравится. То есть хочешь, чтобы просто было хорошо – используешь питание по USB. Нужно большего – вставляешь блок питания. Главное, чтобы это было не маркетинговыми заявлениями, а реально работало. А для проверки этого мы тут сегодня и собрались.

О звуке

Я начал с балансного подключения, как более продвинутого. Вся эта «балансность» в наушниках, конечно, вызывает вежливую усмешку у специалистов, потому что на практике речь идет всего лишь о чуть большей силе тока, подаваемой на динамики. Но звук от этого хорошеет, значит вреда уж точно никакого. Кроме ущерба для кошелька, потому что приличный балансный кабель стоит никак не меньше десятки.

Заявлено, что к балансному выходу можно подключать наушники с сопротивлением до 300 Ом. Но, поскольку в этом режиме мощность составляет всего 83 мВт, я бы… не советовал. Будет честно сказать, что Tone2 Pro подходит для наушников с сопротивлением до 100 Ом. Можно подключить и 300, равно как Lada Granta вполне может участвовать в гонках Формулы 1. Но только если вас не интересует результат. Уточню, что на обычном выходе заявлена поддержка наушников с сопротивлением до 150 Ом, но там нас встречают 35.3 мВт. Это откровенно мало.

Khadas Tone2 Pro

Я слушал ЦАП на трех моделях Kennerton – M12 Titan, Magni и Gjallarhorn GH50. Заявленное сопротивление у них находится в диапазоне 24-33 Ом. Полагаю, его можно назвать оптимальным для Khadas Tone2 Pro. 211 мВт на балансном выходе и 125 мВт на обычном – это не очень много, но все же – кое-что.

Забегая немного вперед, скажу, что при подключении ЦАПа к источнику нужно немедленно переключить режим усиления из Low по умолчанию в High. Обычно я эту настройку не трогаю, потому что на «хаях» большинство ЦАПов начинает откровенно переигрывать, что выражается в жесткости и вообще неестественности звука. Но для нашего героя High – единственно верный рабочий режим, в котором нет никаких искажений. Просто становится громче и лучше. Об особенностях настроек мы еще поговорим ниже, там есть о чем.

А звук меня приятно удивил.

Во-первых, никакой каши, свойственной ЦАПам с питанием по USB. Голоса и инструменты звучат достаточно обособленно, чтобы можно было хорошо расслышать (и расслушать) каждый из них. Детальность переднего и среднего планов отличная. Задний план слегка приглушен, но это абсолютно нормальное явление для всех ЦАПов до ста тысяч рублей включительно (а порой – и для более дорогих).

Во-вторых, звук очень естественный. До «теплого лампового» не дотягивает, однако нет и намека на жестковатость, характерную для ЦАПов средней руки. В меру яркий, чуть приглушенный сверху. У меня он почему-то вызвал ассоциации с магнитофоном «Астра-110-стерео», но за давностью лет проверить ее правильность уже нереально.

В-третьих, хорошо реализован бас. Он упруг и приятно осязаем, если, конечно, наушники в такое умеют.

Немного волнуясь, подключился через стандартный 3.5-миллиметровый разъем. И снова был приятно удивлен. На перечисленных выше наушниках стало немного потише (что можно компенсировать регулировкой громкости) и ка-апельку поглуше. Но разница не радикальная. И, возможно, она не стоит инвестиций в балансный кабель, хотя истинные аудиофилы со мной не согласятся.

Интересно, что для прослушивания можно использовать одновременно два разъема. И если вам есть с кем совместно слушать музыку в наушниках или смотреть кино, с Khadas Tone2 Pro это легко организовать. Функция, к слову, довольно редкая – обычно при наличии двух разъемов приходится выбирать какой-то один.

А вот насчет внешнего блока питания задуматься стоит, потому что его подключение приносит весьма ощутимую пользу. Знатоки советуют что-то вроде Topping P50, который стоит примерно как приличный балансный кабель. Но даже что-то попроще, тысяч за 5-6, вас порадует. Напомню, сама Khadas говорит об улучшении соотношения сигнал-шум. Но я отметил улучшение воспроизведение низких и высоких частот, а также небольшое, но уместное расширение сцены. То есть при питании по USB все звуки группируются по центру, а тут их немного растаскивает по сторонам.

Уточню, что использовал не комплектный кабель USB-C, а свой, довольно дорогой и качественный. И если даже с ним такой контраст по звуку, значит внешнее питание точно имеет смысл. Но и без него – нормально.

ЦАП поддерживает умирающий, но модный стандарт MQA. Каюсь, не слушал. Мне вполне хватает обычных флаков с PCM и изредка DSD. Интересно, что в последней прошивке на выбор предлагается управление громкости через HID-интерфейс или поддержка PCM768. Собственно, нужно выбрать файл с прошивкой, где есть одно или другое. Все вместе маленький ЦАП не тянет.

О настройке

У Khadas Tone2 Pro отсутствует дисплей, и все операции по настройке нужно делать через ручку громкости и светодиодную подсветку.

Тут бы очень пригодилась возможность настраивать всякое в фирменном софте, но, к сожалению, он умеет только добавлять поддержку ASIO и обновлять прошивку. Причем двумя разными приложениями.

Khadas Tone2 Pro

Настроек у ЦАПа много, вот только с обратной связью полный швах. Все нужно делать через одинарный, двойной или тройной (!) клик по ручке громкости с последующим ее поворотом. И о результатах своих действий узнаёшь по подсветке тоненькой диодной ленты под ручкой.

Без инструкции разобраться нереально. Да и с ней, несмотря на действительно добротный буклет в комплекте, с первого раза не разберешься. Да и со второго не сразу. Да, каждый день копаться в настройках не станешь, и, выставив все под себя, можно потом только регулировать громкость. Но мне и одной итерации хватило. Надеюсь, в новом поколении ЦАПов Khadas какой-нибудь экранчик все же появится.

Итого

Честно говоря, я просто не ожидал, что вот эта мелочь может так звучать. Khadas Tone2 Pro «переигрывает» все ЦАПы до 30 тысяч рублей включительно, которые мне доводилось слышать.

Предела совершенству, конечно, нет. И за 50 тысяч можно найти гораздо более бодрый звук. А уж за сотню – так и вообще.

Но если вы купили что-то вроде Kennerton M12 Titan или Magni, или другие достойные низкоомные наушники, и хотите раскрыть их потенциал процентов эдак на 90 – это отличный выбор. И весьма бюджетный.

Когда я брал свой экземпляр, он стоил около 15 тысяч. Но сейчас, в начале июня 2024 года, на Алиэкспрессе идет какая-то распродажа, и за него просят 12 тысяч. Уговаривать покупать не буду, потому что я не в доле. Но в качестве мощной замены встроенному звуку, или старой внешней звуковой карте, этот ЦАП подходит идеально. На сэкономленные деньги можно купить блок питания. Хотя лучше все же чуток добавить, чтобы было совсем хорошо.

Недостатка всего полтора – совершенно неинтуитивная настройка и заметный нагрев корпуса. Хочется верить, что последнее не скажется на долговечности конструкции, и является следствием успешного использования металлического корпуса в качестве радиатора.

Совсем чуда не произошло. Чудо было бы, если такой звук, звучару, давали тысячи за три. 15 и даже 12 тысяч – это уже сумма, которая для многих выходит за пределы возможной спонтанной покупки. С другой стороны, честное устройство с достойным набором компонентов, которые еще и с умом подобраны, сейчас встретишь нечасто.

Поэтому элемент чуда в Khadas Tone2 Pro все же присутствует.

Ссылка на героя обзора в официальном магазине — вот.