Очень личные впечатления от флагманского OLED-монитора ROG Swift OLED PG32UCDM
- 27/11/2024
- 👁 2 778 просмотров
- 0
Наслаждение для состоятельных
Это не совсем обычный обзор. В обычных речь идет о конкретных устройствах, и только о них. Мы сейчас действительно будем упоминать монитор ROG Swift OLED PG32UCDM, однако основной акцент сделаем не столько на нем, сколько на технологии OLED в мониторах вообще. Многие, увидев ее живьем, загораются покупкой. Но потом, приценившись, начинают задумываться – а нужно ли мне, а так ли уж все хорошо, а чего так дорого… Вот об этих сомнениях мы и поговорим на фоне одного из самых ярких (во всех смыслах) представителей OLED-мониторов.
Немного теории
Органический светодиод, он же Organic Light-Emitting Diode, он же OLED – изобретение не очень новое. «Полупроводниковый прибор, изготовленный из органических соединений, эффективно излучающих свет при прохождении через них электрического тока», согласно определению Википедии, начали использовать в бытовой электронике еще в прошлом веке. Только поначалу такие экраны были очень маленькими из-за высокого процента брака и напрямую связанной с этим высокой цены.
В нулевых OLED медленно карабкался от телефонов к телевизорам, пройдя все этапы от полутора дюймов до пятидесяти. Ну и уже лет десять большие (действительно большие) OLED-телевизоры являются частью ландшафта магазинов электроники. Любые диагонали для состоятельных парней.
С мониторами ситуация была немного другая. Конечно, в известной степени, любой телевизор – это монитор. Но диагональ должна быть меньше, а разрешение и частота обновления выше. Плюс OLED-матрицы нужно охлаждать, чтобы они жили подольше, а чем меньше площадь, тем труднее отводить тепло. Владельцы новых процессоров AMD не дадут соврать.
Поэтому массовым явлением OLED-мониторы стали позже, чем телевизоры. Но в премиум-сегменте закрепились основательно, и многими жадными продавцами специалистами рекомендуются, как недосягаемо прекрасные по сравнению с IPS.
Главное отличие OLED-матриц в попиксельном управлении подсветкой. Каждый пиксель состоит из чередующихся слоев органических материалов, образующих анод и катод, и светодиодов между ними. Когда ток идет через светодиоды, излучается свет нужного цвета, красный, зеленый или синий. В результате формируется изображение на экране.
Поскольку управление идет на уровне каждого пикселя, скорость отклика гигантская. Черный цвет – по-настоящему черный, потому что при его отображении пиксель просто не горит. Контрастность бесконечная. Запас яркости – бешеный.
Но это все в теории. А как оно реализуется на практике, в изображении?
Тут мне пригодится воспоминание из далекого 1998 года. Именно тогда мне удалось прокрасться в журнал «Компьютерра», в виде цитаты в популярнейшей рубрике «Огород Козловского». Тогда нам с Евгением Антониевичем синхронно попала в руки новая звуковая карта. Он описал свои впечатления от ее звучания по сравнению с предшественницами, как окошко, которое протерли от многолетней пыли. А я, в свою очередь, предложил сравнить ее с колонками, с которых убрали непонятно зачем лежащий поверх толстый слой войлока или плед. Тогда Козловский счел мою метафору более точной.
Так вот, четверть века спустя, я вспомнил метафору Козловского и признал ее идеальной. Каким бы хорошим ни был ваш предыдущий монитор, при переходе на модель с OLED вы почувствуете, словно с экрана исчезла накопившаяся невесть откуда пылища. Все краски будут, как морозным солнечным утром – яркие и слегка прозрачные. Детальность же заставит вспомнить песенку про каждый прыщик на теле у слона.
Есть, правда, нюанс, что долго смотреть на морозное солнышко не очень приятно. И эта бескомпромиссная четкость, как ни странно, нужна не всегда. Я расскажу подробнее о своих пользовательских ощущениях, но сначала немного подробностей о нашем герое.
Про монитор
ASUS ROG Swift OLED PG32UCDM воплощает в себе все лучшее из возможного в мониторах на OLED-матрице. Это не преувеличение и не фигура речи. Если хочется увидеть все достижения OLED разом, полезно посмотреть именно ROG Swift OLED, а потом уже медленно спускаться с горы. Ну, или не спускаться, если гора вам по карману.
- 31.5-дюймовая матрица QD-OLED с разрешением 3840×2160 точек (4К) и частотой обновления 240 Гц
- 10-битная кодировка цвета (более миллиарда оттенков, 99% DCI-P3)
- Интерфейсы DisplayPort4 (DSC), HDMI 2.1, USB-C (по последнему поддерживается быстрая зарядка мощностью 90 Вт)
- Время отклика 0,03 мс (GtG)
- Типовая контрастность 1,500,000:1
- Яркость в обычном режиме до 450 нит. В HDR до 1000 нит.
Стоит уточнить, что матрица QD-OLED несколько отличается от OLED классического. Но – в лучшую сторону. Строго говоря, это даже не совсем OLED. В этой матрице органические светодиоды выступают источником синего цвета, а за формирование и фильтрацию красного и зеленого цветов отвечает слой квантовых точек (quantum dots).
В результате традиционные преимущества OLED (радикальный чОрный, низкое время отклика, высокая частота кадров, широкие углы обзора) встретились с тем, что дают квантовые точки. А именно качественная, профессиональная цветопередача и расширенный цветовой охват. Заодно выросли яркость и контрастность.
И еще одна приятная «побочка». Подобно многим офисным жителям, классические OLED-мониторы склонны к выгоранию. По опыту моих состоятельных знакомых, при активном использовании мертвые точки появляются уже года через полтора. А через два – почти гарантированно. Модели с QD-OLED имеют трехлетнюю гарантию, что вселяет изрядный оптимизм. В сочетании с фирменными технологиями, призванными бороться с выгоранием, можно смело говорить о пятилетке без выгорания. На самом деле, может и больше. Дело в том, что QD-OLED появились относительно недавно, и статистика по ним пока не накопилась. По крайней мере, воплей в форумах по ним я не вижу.
В ROG Swift OLED PG32UCDM для защиты от выгорания используется графеновая пленка, наклеенная сзади слоя со светодиодами. Она обеспечивает эффективный отвод тепла на мощный радиатор. Пропеллеров, как в других мониторах, здесь нет. Также в наличии традиционные для OLED-панелей очистка пикселей после долгих сеансов работы и сдвиг экрана через определенные промежутки времени, чтобы сменить нагрузку на диоды.
Про ощущения
Монитор поставляется в большой красивой коробке. Упакован он также, как и другие топовые мониторы ASUS, и собирается вполне привычно. Однако при сборке я проявлял особую осторожность. Конечно, по сравнению с монитором Apple этот почти бесплатный. Но даже такое «бесплатно» приблизительно равняется средней полугодовой зарплате в Астраханской области.
Несмотря на некоторую экзотичность дизайна (производитель говорит о стиле «киберпанк»), конструкция удобна и при переноске, и на столе. Меня немного озадачил яркий красный диод, проецирующий логотип ROG на стол. Но он легко отключается, так что поводов для переживаний нет.
Набор интерфейсов типичен для флагманов: один порт DP и пара HDMI. Для меня это даже многовато. Но, в принципе, представляю сценарий, когда пригодятся все три опции подключения сигнала.
Экран умеет ездить по колонне вверх-вниз, наклоняться вперед-назад, и даже немного поворачиваться вокруг своей оси.
Но все это даже недостойно упоминания на фоне главного – картинки.
Первое впечатление: так ярко и четко, что аж глаза режет. Тот, кто включал ROG Swift OLED PG32UCDM до меня, выставил яркость на 100%, и это довольно… жестоко. Трудно представить человека, способного выдержать такой буйство света дольше десяти минут. Я немедленно скрутил яркость до 45%, и тогда стало более-менее терпимо.
Изображение, конечно, ошеломляет. Я считал (и считаю до сих пор), что у меня очень приличный IPS-монитор Acer Nitro XV322QKKVbmiiphuzx. Кстати, с теми же диагональю и разрешением.
Но ROG Swift OLED – это, как говорится, другая лига. Таких ярко выраженных цветов, такой радикальной четкости, такой… красоты я на своем столе просто никогда не видывал. Ощущение сравнимо с переходом с встроенного звука на приличную звуковую карту. Все одновременно знакомое, но при этом совершенно другое.
Правда, есть нюанс. Компьютер не очень понимает, какое счастье на него обрушилось. Не секрет, что разработчики операционных систем и приложений ориентируются на мейнстрим, к которому OLED пока не относится. И для полного раскрытия возможностей нужно провести определенную работу. Во-первых, включить «выходную глубину цвета» 10 бит. Во-вторых, отрегулировать гамму. В-третьих, поменять во всех играх настройки контрастности. Те, что подходили для IPS, здесь неуместны.
И вот после всего этого можно выдохнуть и дать глазам успокоиться от увиденного и пообвыкнуться.
Мне последний раз привычка понадобилась, когда попробовал монитор с соотношением сторон 21:9. Матрица-то там была обычная (VA, если правильно помню), а вот на вытянувшемся экране работать было крайне непросто.
Да что там работать! Даже играть не очень получалось, потому что некоторые игры не знали про 21:9, и пропорции уезжали с гиканьем. До сих пор помню овальные колеса в «Танках».
Играть на OLED, конечно, наслаждение. Дело не только в сочности оттенков и детальности, что само по себе недурно. Но низкое время отклика делает игровой процесс максимально плавным и убедительным. Уровень погружения в игру вырастает заметно. Даже у такого взрослого дяденьки, как я.
Итого
Многие, единожды увидев OLED-монитор, влюбляются в него с первого взгляда. Немудрено! Красота и плавность изображения проймут кого угодно.
Но взгляд на цену подвергает возникшее нежное чувство серьезному испытанию. OLED нынче дорог. В два с половиной, а то и в три раза дороже качественного IPS-собрата с такой же диагональю и разрешением.
Вы скажете – но есть же OLED’ы, которые стоят, как IPS! И мне на одном форуме сказали, что вот в этом нонэйме точно такая же матрица, как в топовых моделях известных брендов!
Даже если так (хотя, поди-ка проверь!), OLED-монитор – это не только матрица, но и софт для ее долгой работы, и система охлаждения, и гарантия. Крутая будет экономия, если приехавший монитор будет радостно шуметь пропеллерами (это в OLED частое явление, каждый четыре часа принудительно запускать очистку матрицы, а через годик потушит несколько пикселей.
Нет, друзья. Если квартира в пределах Садового кольца стоит на уровне такой же по площади за МКАДом, значит есть подвох. Например, настоящий хозяин, замурованный в стену кладовки.
ROG Swift OLED PG32UCDM в официальной рознице стоит 210 тысяч рублей. На маркетплейсах можно найти как существенно дороже, так и ощутимо дешевле. Например, за 183 тысячи.
Дорого ли это? Да, конечно. Тем более, что речь идет не об обретении неких уникальных функций монитора, а, скорее, об удовольствии. Я понимаю головой, что хороший IPS-монитор позволит мне работать с не меньшей эффективностью, да играть – с удовольствием. Поэтому рациональных причин для покупки OLED-монитора лично у меня нет.
Зато есть много эмоциональных. Единожды посидев за OLED, ты всегда будешь сравнивать свой монитор с тем. Вот это ощущение окошка (ну или окна, тут уж как бюджет позволит) в яркий и четкий мир…
Буду копить. В крайнем случае, продам какие-нибудь наушники из коллекции.
Телеграм-канал автора со всеми обновлениями и интересными постами: https://t.me/vilianov
Увидеть все ролики и статьи раньше всех: https://sponsr.ru/vilianov/
Поддержать единоразово: https://yoomoney.ru/to/410011015383820 или на карту 4048025001636300