Персональный звук, который мы выбираем
- 26/09/2012
- 👁 368 просмотров
- 0
О наушниках я пишу не первый год, и каждый материал начинаю с преамбулы о невозможности объективного тестирования и оценки данного вида техники. Наше понимание «правильного звука» сугубо индивидуально и находится под влиянием жутковатой смеси из воспоминаний детства, особенностей органов слуха, привычек, любимых музыкальных жанров и т.д. и т.п. Поэтому одни и те же наушники могут получать самые разные отзывы – от восторженных до уничижительных. Так, например, на просторах бывшего СССР многие до сих пор считают «эталонным» звук акустических систем и наушников советского производства, где лучше всего воспроизводились средние частоты, басы были вяловатыми, но громкими, а высокие почти не ощущались. И когда такой хранитель традиций слышит сбалансированное звучание с полным спектром частот, он начинает возмущаться: мол, уберите это искусственное безобразие и верните теплый ламповый звук. А есть немало аудиофилов, считающих воспроизведение низких частот чем-то не совсем приличным, и специально для них выпускаются модели без басов вообще…
Не стоит забывать и об источниках звука, способных испортить впечатление от любых наушников. Помню, как предложил соседке по купе попробовать относительно недорогую, но очень толковую модель Monster Jamz вместо изделия какого-то мусорного бренда, которое она достала из сумочки. Девушка попробовала, несколько минут послушала свою музыку, старательно наморщив лобик, и не без злорадства сообщила, что ее погремушки из дешевого белого пластика играют лучше. Я мысленно предположил, что несчастной девушке в детстве на ухо наступил особенно крупный экземпляр бурого медведя, однако, сравнив звучание лично, вынужден был согласиться с ее оценкой. Ее смартфон просто-напросто не мог «прокачать» даже такие легкие наушники, как Jamz, и в результате они звучали вяло и тихо, тогда как безродные шумелки довольно бодро покрикивали своим дребезжащим тенорком. При подключении к iPhone преимущество Jamz стало очевидным, однако более-менее приличные звуковые тракты встречаются только в смартфонах Apple да флагманах HTC, Samsung и Nokia. Обычно же на них безжалостно экономят, что и привело к описанному казусу (смартфон у девушки был не из дорогих).
Даже плееры, которые вроде бы изначально должны быть заточены под воспроизведение музыки, не всегда дают прочувствовать все преимущества добротных наушников. Если забыть о тысячедолларовых решениях для аудиофилов, обратить внимание стоит на продукцию Apple, Creative и Cowon, причем iPod Classic (тот самый, с жестким диском) от всей души рекомендуют даже такие серьезные люди, как Ноэль Ли, глава Monster Cable. И как бывают удивлены адепты несжатых форматов, когда MP3 на iPod звучит явно лучше, чем FLAC на большинстве плееров…
Подводя черту под этими взрывоопасными тезисами, настоятельно рекомендую не верить никаким обзорам, а при выборе наушников найти магазин, где их дадут послушать на вашем любимом плеере или смартфоне. Иначе слишком велик риск разочароваться в рекомендациях вроде бы понимающих в качественном звуке людей.
Что до героев данной статьи, то они относятся к очень разным ценовым категориям, но каждая модель имеет свою изюминку, о которой интересно рассказать. Изучаемые наушники поочередно подключались к iPad третьего поколений, iPhone, iPod Classic, Samsung Galaxy SIII и HTC Sensation. Для полного раскрытия потенциала высокоомных моделей использовался усилитель FiiO E6 (см. врезку о нем). Использовано около 50 различных тестовых треков, от древних записей «Аквариума» до саундтрека к фильму Across the Universe.
Портативный усилитель FiiO E6
Отличается миниатюрными размерами (41х40 мм) и весом всего 16 г, при этом позволяет использовать наушники с сопротивлением от 16 до 300 Ом в связке с относительно маломощными источниками звука (смартфоны, бюджетные плееры, игровые консоли и т.д.). Заявленное соотношение сигнал/шум 95 дБ. Проверенное время работы от батареи на максимальной громкости – до 8 часов. Для предусилителя и усилителя соответственно использованы микросхемы OPA2338UA и TPA6130A производства Texas Instruments. Розничная цена – примерно 1400 рублей.
Hercules HDP DJ-Pro M1001
Когда-то давным-давно компания Hercules была известна очень качественными видеокартами. Репутация у них была отличная, но и ценники запредельные. В результате бизнес не задался, и в 1998-м Hercules купила Elsa Technology. Всего через год дела у Elsa тоже пошли неважнецки, был запущен механизм банкротства, а бренд Hercules выкупила канадско-французская корпорация Guillemot Corporation за смешные полтора миллиона долларов (Elsa он достался за 8.5 млн.). Сейчас под ним выпускаются акустические системы, оборудование для диджеев, звуковые карты, веб-камеры и сетевое оборудование.
Наушники DJ-Pro M1001 относятся как раз к оборудованию для диджеев и других людей, профессионально работающих со звуком. Меня они заинтересовали именно из-за бренда, к которому мы, компьютерщики со стажем, привыкли относиться с уважением. Вдруг сквозь полтора десятилетия на них обнаружится печать совершенства «того самого Hercules»?
Внешне наушники выглядят очень солидно. Оголовье отделано приятной на ощупь искусственной кожей, а в месте соприкосновения с головой присутствует еще и дополнительная подушечка с тканевым покрытием. Амбушюры также покрыты мягкой кожей, и в целом на голове конструкция сидит комфортно – плотно, но без излишнего сдавливания. Звукоизоляция, по идее, должна быть очень качественной (тем более, что об этом говорится на официальном сайте), но на практике она тянет от силы на четверку, потому что и вы слышите громкие звуки снаружи, и окружающие безошибочно определят – какая композиция играет в данный момент. Кабель у наушников съемный, причем подключать его можно как к правой, так и к левой чашке – как кому удобнее. Расположение каналов при этом не меняется. Правда, гнездо кабеля утоплено в поверхность и, в случае выхода из строя комплектного экземпляра, первый попавшийся туда не вставишь. Впрочем, вряд ли это произойдет в течение гарантийного срока, а потом разъем можно слегка «подправить» острым ножом.
Как это принято у диджейских моделей, чашки у M1001 сделаны поворачивающимися. Это замечательно, но эргономика конструкции явно не додумана до конца. Если повернуть чашку не до конца, в висок больно впивается ничем не покрытая часть оголовья. Больше того, когда поворачиваешь чашку на ощупь (насколько знаю, диджеи обычно работают в полумраке и без туалетного столика с зеркалом), можно весьма болезненно шлепнуть себя по виску тыльной частью. В общем, выглядит все, как настоящее, но радости никакой.
Но как дела со звуком? Производитель обещает «четкое воспроизведение с глубокими басами» при диапазоне частот от 5 Гц до 30 кГц (вот бы еще услышать верхнюю пятерку). При этом сопротивление у данной модели всего 32 Ом, что позволяет подключать ее даже к не самым мощным звуковоспроизводящим устройствам.
Что до собственно звука, то он оставляет противоречивое впечатление. С одной стороны, инструменты не сваливаются в кучу, стереоэффект очень хорош, басы не забивают средние и высокие частоты, а запас громкости впечатляет. С другой, мне не понравилось неестественное, «картонное» звучание мужских голосов, а также привычка M1001 «глотать» целые инструменты. Некоторые композиции я знаю наизусть (например, L.A.Woman группы The Doors), и точно знаю – что и когда там играет. И вдруг – рраз! – гитарный проигрыш звучит настолько тихо, что, не знай я о его существовании, и не услышал бы. Словно бы и здесь, как в случае с поворотным механизмом, начали делать все правильно, но на тестирование готовой конструкции выделено недостаточно ресурсов.
Между тем средняя розничная цена DJ-Pro M1001 составляет 6500 рублей. За такую сумму коллеги по бизнесу с гораздо более известными аудиоманам брендами предлагают, как минимум, не худшие варианты. Есть мнение, что надо либо цену существенно снизить, благо себестоимость это вполне позволяет, либо гораздо серьезнее относиться к разработке. Мелочей в таком ценовом диапазоне, увы, не бывает.
Тем не менее, приятно было подержать в руках что-то с маркой Hercules. Последний раз мне это удалось сделать 15 лет назад.
Fischer Audio Oldskool rpm 33 1/3
В петербургской компании Fischer Audio работают очень необычные люди. Они настолько увлечены разработкой новых моделей наушников, что, кажется, не всегда находят время на продажу уже имеющихся. Пожалуй, трудно найти других представителей этого бизнеса, готовых столько рассказывать и показывать о своей работе. Правда, судьба российской компании у себя на родине складывается непросто. В 2006-м году Fischer Audio начала с выпуска бюджетных моделей, мало чем выделявшихся на фоне аналогов как по звуку, так и по качеству изготовления. Через несколько лет решили делать гораздо более серьезные наушники, из натуральных материалов и с достаточно дорогой начинкой. Сделать-то сделали, а сложившаяся репутация «лоукостера» продавать их мешает. Вот и повелось с тех пор, что в России торгуют недорогими моделями, а топовые поставляются в Европу, Америку, Азию – куда угодно, где репутация складывалась уже на более позднем этапе.
Серия Oldskool началась с фальстарта. Выпущенная года два назад модель Oldskool ’70 выглядела точь в точь, как наушники, прилагавшиеся к первым кассетным плеерам Walkman. Вроде бы ничего страшного, но этот дизайн издавна полюбился китайским производителям откровенного барахла, продающегося за 50-100 рублей. И потому покупатели с большим недоумением отнеслись к Oldskool ’70, за которую просили около полутора тысяч. И ведь каждому не объяснишь, что звук-то в них совсем другого класса…
Oldskool rpm 33 1/3, появившаяся в конце прошлого года, дизайном отсылает нас к 60-м годам прошлого века. Чашки выполнены из бирманского красного дерева, более известного, как падук. Амбушюры выглядят очень необычно и настолько мягкие, что вполне бы могли служить подушками для щенка чихуахуа. На голове вся конструкция сидит очень удобно, ее практически не замечаешь. В погоне за ретро-экстерьером не забыли о практичности: наушники складываются практически вдвое и легко умещаются в компактном чехле, идущем в комплекте. Единственное, что несколько подкачало – это кабель. Он выглядит слишком… современно, легко запутывается и, к сожалению, не подлежит замене без применения паяльника.
Звук очень хорош. Инструменты не мешают друг другу, даже если на записи их несколько десятков, и всегда можно представить – с какой стороны сидел тот или иной музыкант. Басов относительно немного (что и логично, если вспомнить, к какому периоду звукозаписи отсылает нас эта модель), но средние и высокие частоты отрабатываются безупречно. Динамический диапазон дополнительно расширен при помощи АЧХ-фильтра APE-02S, размещенного в одной из чашек. Стереопанорама честнейшая.
Тут бы крикнуть «Хватит читать, марш в магазин!», однако у этой модели есть одна важная особенность: сопротивление составляет аж 164 Ом. Опытным путем удалось выяснить, что ни один из массовых смартфонов или плееров не способен «прокачать» Oldskool rpm 33 1/3 как следует. Слышно-то, конечно, будет, но плохо и негромко. Соответственно, данную модель придется либо слушать дома на стационарном усилителе, либо покупать что-то мобильное, вроде FiiO E6. Впрочем, если человек готов потратить около 4000 рублей на наушники, тратами на усилитель его явно не смутишь.
Очень симпатичная модель – и по звуку, и по экстерьеру. Но весь потенциал раскрывает только на достаточно дорогом оборудовании.
Diesel Vektr by Monster
Не знаю ни одного человека, который бы относился равнодушно к компании Monster Cable. Она первой придумала выпускать наушники в сотрудничестве со звездами первого эшелона и продавать их за несколько сотен долларов, а моделей дешевле сотни в ее ассортименте не было вообще. Люди, привыкшие относиться к наушникам, как к своего рода расходному материалу, стоящему сущие копейки, взвыли: «Как же так? Почему так дорого???». На людей из Monster это особого впечатление не произвело: в свое время Ноэль Ли уже проделывал подобное на рынке кабелей для аудио- и видеотехники. Да, «просто кабели» стоили пару долларов, а почти такие же, но с маркой Monster – полтинник. Не хочешь – не бери. Но тех, кто хотел и брал, нашлось на удивление много.
Я не раз писал (да это и не секрет никакой), что наушники со звуком не хуже, чем у массовых моделей Monster, найти несложно. Причем – в разы дешевле. Но выглядеть будут не так брутально. И в коробочке не найдете солидной подборки различных форм и размеров. И материалы будут не так приятны на ощупь. И, главное, на них не будет написано Monster. То, что именно это – главное, я говорю почти без иронии. Мы живем в мире брендов, и Monster удалось убедить немало людей, что ее бренд реально крут. Причем дело не только в искусной рекламе. Просто, отдавая ощутимую сумму за наушники, человек получает не только очень приличный звук, но и ощущение причастности к легенде. Легенды бывают разными: иногда это рассказ о разработке дизайна самой Леди Гагой, иногда – наушники в форме мундштука любимой трубы Майлза Дэвиса. Но всегда есть это ощущение, что покупаешь не еще одни наушники, а какие-то особенные. Даже если эта «особенность» есть у всех твоих знакомых.
Наушники Vektr разработаны для бренда одежды Diesel, и будут продаваться во всех фирменных магазинах по всему миру, а также в традиционных местах продаж продукции Monster. Главной темой дизайна стали треугольники – они обнаруживаются на чашках, оголовье, амбушюрах и даже чехле для наушников. Не забыт и кабель – он имеет форму равностороннего треугольника. Поверхность у оголовья глянцевая, и потому в комплекте с наушниками идет специальная тряпочка для протирки с бактерицидным покрытием. Впрочем, нельзя сказать, что она реально нужна: «пальцы» на черном фоне заметны только если специально приглядываться. Кстати, если приглядеться к кабелю (уточним – съемному), на нем обнаружится треугольное утолщение, содержащее в себе микрофон и клавишу для переключения треков. Да, так и есть: Diesel Vektr – не только наушники, но и гарнитура.
На голове наушники сидят безупречно и, несмотря на очень своеобразную форму амбушюр, очень достойно изолируют слушателя от посторонних звуков. На улице это поначалу удивляет: все шумы большого города мгновенно превращаются в малоразличимый шелест. Причем никаких специальных «шумодавов» не применяется – звукоизоляция выполнена традиционными способами.
Что касается самого звука… Редко использую такие определения, но в данном случае придется. Звук идеален. Уж не знаю, как удалось создать столь сбалансированную модель (Monster традиционно не раскрывает никаких характеристик своей продукции), но меня полностью удовлетворило звучание всех тестовых треков. Иногда хотелось придраться к недостаточному уровню высоких частот, но при внимательном прослушивании приходило понимание, что их там просто нет, а «придумывать» что-то наушники не хотят. Вдобавок, по всем признакам, сопротивление Diesel Vektr не превышает 48 Ом, потому что их нормально «прокачивают» все гаджеты в моей коллекции, кроме Sony PSP второго поколения.
В общем, наушники – огонь! Разумеется, я не буду советовать вам бежать в магазин и хватать запечатанную коробку с Diesel Vektr. Просто послушайте их при случае и сравните с моими впечатлениями. Только, пожалуйста, думайте в этот момент о музыке, а не о 10-тысячном ценнике.
Meizu EP-30
Китайская компания Meizu когда-то начинала с изготовления недорогих плееров и телефонов, отличавшихся от многочисленных собратьев более-менее приличным качеством сборки и компонентов. Продажи шли так бойко, что у владельцев Meizu постепенно выросла самооценка, и они стали разрабатывать смартфоны. Начав, как положено приличному китайскому производителю, с клонирования iPhone, компания постепенно пришла к собственному дизайну, хотя назвать его оригинальным пока трудно.
Зато технические характеристики у смартфонов Meizu отличные. На уровне флагманов рынка и иногда даже выше. В Китае Meizu удалось стать чем-то вроде местного Apple – с собственными фирменными магазинами и очередями при начале продаж новых моделей. Естественным шагом стал выпуск под собственным брендом аксессуаров. Недавно продукция Meizu начала официально продаваться в России, и мне стало интересно – относятся ли в компании к своим наушникам столь же серьезно, как и к смартфонам?
Для изучения была выбрана стереогарнитура Meizu EP-30. В России за нее просят около 1200 рублей, что довольно ощутимо даже для продукта аудиобренда с устоявшейся репутацией. А для китайского производителя, которого у нас никто не знает – дерзкая заявка на успех.
Упакована гарнитура в прозрачный блистер; внутри симпатичный чехольчик для переноски и две пары насадок разного размера. Сама EP-30 выглядит приятно, и впечатление немного портит только жестковатый кабель, которому наверняка придутся не по вкусу наши морозы. Контрольный блок нормально работает и с iPhone, и со смартфонами на Android.
А вот о звуке мне, к сожалению, сказать и нечего. Формально он вроде бы и неплох: есть много средних и высоких частот, и даже немножко басов (последнее, правда, идет немного в разрез с обещанным на упаковке «чистым басовым звучанием»). Но общее впечатление ото всех композиций, вне зависимости от жанра, удивительно «фанерное».
Тут можно спросить: «А чего, собственно, ты ждал от китайской гарнитуры?». Видите ли, это не простая гарнитура, а Meizu. Этот бренд всерьез видит себя в кругу самых серьезных производителей смартфонов и плееров. Поэтому, наверное, логично, если стереогарнитура, да с таким внушительным ценником, будет звучать не хуже топовых моделей Apple или HTC/Beats. Зазор между ценой и себестоимостью в случае Meizu, поверьте, огромен.
К сожалению, маленького чуда не произошло. Если Meizu всерьез планирует завоевать популярность на нашем рынке, ей придется либо резко повышать качество звука, чтобы за 1200 рублей гарнитуры играли на все 2500, либо, наоборот, ограничивать свои аппетиты. Рублей за 500 EP-30 была бы неплохим вариантом.
Creative Aurvana In-Ear3
Компании Creative я очень благодарен. Много лет был уверен, что все наушники примерно одинаковы, и новые покупал, исходя из экстерьера. И тут вдруг в конце 2005-го в руки попали Creative HQ-1700. Подключив их к плееру, я столкнулся с абсолютно непривычным звучанием вроде бы знакомых композиций. Нет, дело было не в искажениях или шумах. Просто внезапно всплыло столько нюансов, что ваш покорный слуга пару недель в немом изумлении переслушивал всю фонотеку. Написал о них статью в журнал, и потом в течение двух лет получал благодарственные письма от людей, испытавших подобные ощущения. Мои личные HQ-1700, к сожалению, сломались в одной из командировок (придавило вещами в рюкзаке), но года полтора назад один из читателей, купивших данную модель после прочтения статьи, подарил мне почти новый экземпляр, который теперь лежит в моем кабинете на почетном месте. С тех пор попадались и гораздо лучшие варианты (о них написано и в этом материале), но заставить меня заново переслушать все альбомы Queen, The Doors и «Аквариума» не удалось никому. Вот только Diesel Vektr недавно сподвигли…
Creative продолжает разрабатывать наушники, и недавно мне в руки попала модель Aurvana In-Ear3. В ней используются не динамические драйверы, как во всех героях данной статьи, а арматурные (их еще называют драйверами с уравновешенным якорем). Данная технология пришла из слуховых аппаратов, где во главу угла ставилась детальность и громкость звука, а всему остальному значения не предавалось вовсе. Поэтому в первых наушниках с арматурными драйверами басы практически отсутствовали, а верхняя часть спектра ограничивалась 12-14 кГц. Тем не менее, у них нашлось немало фанатов, потому что четкость звуковой картины, по сравнению с «просто наушниками», ощущалась примерно так же, как просмотр видео в FullHD после многих лет в компании с видеомагнитофоном стандарта VHS.
Проблему нехватки баса и высоких частот стали решать установкой нескольких драйверов. В моделях среднего класса их два, в топовых – до четырех включительно. Разница в звучании довольно велика, но одновременно резко растет и цена наушников. Арматурные драйверы делают всего три фабрики в мире, и потому оптовая цена одной пары составляет примерно $50. А если их три или четыре… В общем, держа эту цифру в голове, вы не будете удивляться дороговизне «арматуры».
В Aurvana In-Ear3 на каждый канал приходится по два драйвера, один из которых отвечает за высокие частоты, а второй – за низкие и средние (диапазон частот раздвинут с 10 Гц до 17 кГц). Причем, по фирменной технологии Creative, звук от драйверов «смешивается» только в ушном канале, что, согласно задумке, должно обеспечивать особенно точную детализацию.
Из-за необычной формы корпуса поначалу не очень понятно – как правильно вставить In-Ear3 в ухо. Но, когда один раз догадаешься, больше заминок не возникает. Шумоизоляция у данной модели получше, чем у большинства «просто затычек». Причем, подобрав силиконовые или пенные вкладыши нужного размера (они идут в комплекте), можно добиться почти полной изоляции от внешних шумов. Кстати, в комплект положили и специальный переходник, позволяющий использовать наушники в самолете вместо того ужаса, что обычно дают бесплатно.
Звук у In-Ear3 очень четкий, чуть жестковатый. Басов немного, но они есть. Детализация очень высокая. Настолько, что я бы не рекомендовал слушать в этих наушниках записи т.н. «русского рока», иначе навсегда разочаруетесь в уровне музыкантов и звукорежиссуры. Запас громкости просто огромен: на iPhone ушам становится больно уже при 80-процентном уровне (при сопротивлении 28 Ом другого ожидать и не приходится).
Средняя цена Creative Aurvana In-Ear3 составляет 4900 рублей. Для двухдрайверной модели это недорого: коллеги по бизнесу нередко продают за ту же сумму однодрайверные версии. Неплохой вариант для тех, кто решил перейти на «арматуру». Только обязательно послушайте эти наушники в магазине. Кому-то их звук – счастье, а кому-то сущее наказание.
Искренне Ваш, Сергей Вильянов