Пять пар наушников, о которых есть что рассказать
- 25/10/2011
- 👁 885 просмотров
- 0
Я уже неоднократно писал, что тестировать наушники — занятие неблагодарное и порой просто бессмысленное. Слишком разные у всех уши, слишком разную музыку мы слушаем на очень разной технике, наконец — слишком разное у всех понимание того, каким должен быть правильный звук. Ну и сама идея описывать «упругие волны, распространяющиеся в какой-либо упругой среде и создающие в ней механические колебания» (определение звука из «Википедии») при помощи слов… Говорят, многие барышни, начитавшись статей о мощном басе Федора Ивановича Шаляпина, приходили на его концерты с гирями разных размеров — чтобы не унесло. Самые же предусмотрительные привязывали спереди и сзади по подушке, дабы уменьшить масштаб увечий, если гиря не поможет. И как же они были разочарованы, когда Шаляпин запевал действительно мощным, но вовсе не крушащим мебель голосом, как клеймили впечатлительных писак!
Что же до вкусовщины и различий на уровне звуковоспроизводящей аппаратуры, не могу не вспомнить историю из собственной практики. Как-то в поезде разговорился с попутчицей, молодым врачом, о гаджетах. У меня с собой было две пары очень приличных и недешевых наушников, и я предложил сравнить их с беленьким китайским барахлом, торчавшим из смартфона моей собеседницы. Девушка, сосредоточенно наморщив лобик, послушала и те, и другие минуты три, после чего уверенно заявила: «А мои — лучше!» Слегка ошарашенный, я переслушал все три пары на ее смартфоне (Samsung Galaxy Ace) и пришел к выводу, что девушка-то права. Аппарат оказался неспособен нормально «прокачать» даже 16-омные наушники, и в результате мои экземпляры звучали тихо и блекло. На басы не было даже намека. А вот китайское барахло кричало громко и басило вполне уверенно. Что же до отсутствия объема в звуке и жуткой каши из инструментов, то недостатки такого рода многими воспринимаются как неустранимый недостаток любых портативных наушников и потому игнорируются. Чуть позже, по очереди подключив наушники к извлеченному из рюкзака iPad, мне удалось заставить девушку посмотреть на своих беленьких друзей с легким отвращением. И все же вряд ли она решится от них избавиться, потому что телефон куплен буквально пару месяцев назад, и найти более приличный вариант наушников, соответствующий его аудиовозможностям, не так-то просто.
Исходя из вышесказанного, я так ни разу и не набрался смелости написать обзор наушников — в силу излишней, даже по моим меркам, субъективности «тестирования» и, самое главное, слишком большой вероятности того, что у читателя все заиграет совсем по-другому. И все же, в силу личного интереса к теме, постоянно попадаются наушники, которые интересны сами по себе, даже вне зависимости от звучания. И вот когда таковых накопилось аж пять пар, я решил — пора. О звуке мы, конечно, тоже поговорим, но, пожалуйста, не воспринимайте прочитанное как руководство к действию и «слепой» покупке героев этого материала. Наушники, как и одежда, требуют обязательной примерки.
Axelvox HD242
В начале года на одной из IT-выставок мне дали послушать наушники неизвестной прежде породы Axelvox. Звук у модели HD241 был просто отличным, что, с учетом цены в районе 900 рублей, вызвало сильнейшее любопытство — ну как можно позволить себе продавать подобную роскошь за такую сумму? Парни из «Мультимедиа Клуб», которым принадлежат бренды Axelvox и iconBIT, отвечали довольно уклончиво, но их коллеги по бизнесу поведали трагическую историю.
Наушники уважаемой австрийской компании AKG, любящей писать Made in Austria на амбушюрах, собираются действительно в Европе. Но компоненты для абсолютного большинства моделей изготавливаются в Китае (если бы речь шла об автомобилях, можно было бы говорить о промышленной сборке в Австрии из готовых машинокомплектов). Так поступают многие компании, но то ли владелец фабрики попался слишком отчаянный, то ли напугали его недостаточно, только в один прекрасный день всем желающим стали предлагаться OEM-наушники, до боли напоминающие 240-ю серию студийных AKG.
И если снаружи их от греха подальше чуть-чуть подрихтовали, то начинка осталась такой же. Ну или похожей до мелочей. Себестоимость наушников, как известно, довольно умеренна, и при нулевых затратах на R&D можно выставлять самый гуманный ценник. Что и сделали парни в «Мультимедиа Клубе», перемаркировавшие этот OEM под себя. Насколько я могу судить (поправьте, если ошибаюсь), Axelvox HD241 являются ближайшим родственником AKG K240 Monitor, уже снятых с производства, но пока встречающихся в магазинах по 3,5-4 тысячи рублей.
Но знающие люди, послушав мои восторги в адрес HD241, посоветовали обратить внимание на Axelvox HD242, клонированную то ли с AKG K240 Studio, то ли с AKG K242 HD. Стоит она подороже, около 1 300 рублей, но и звук, мол, несравнимо лучше.
Стоит ли говорить, что любопытство оказалось сильнее жадности и купил я именно HD242. Действительно, разница с HD241 оказалась просто огромной. Разумеется, в лучшую сторону. Музыка в этих мониторных наушниках звучит согласно всем канонам Главного Монстра Ноэля Ли, а именно — в первозданном виде, задуманном музыкантами и звукорежиссерами. Больше того, если они где-то напортачили, вы это непременно услышите, поэтому на HD242 категорически не рекомендуется слушать записи отечественного рока 80-х и 90-х годов прошлого века, уж больно много косяков вылезает наружу, заставляя слегка разочароваться в профессионализме наших героев рок-н-ролла. Басы, середина, верхи — все на месте, да еще в сочетании с роскошной стереобазой и весьма точным позиционированием инструментов и бэк-вокалистов. Как раз тот случай, когда, послушав несколько композиций, хочется перелопатить заново всю свою аудиоколлекцию. Недостаток у этой модели один, и, похоже, связан он с некоторыми упрощениями, внесенными китайскими умельцами в оригинальную конструкцию. Когда что-то очень громко звучит на заднем плане (например, электрогитара в овердрайве или яростный синтезаторный «запил»), заметно снижается точность позиционирования других инструментов. До каши, конечно, еще далеко, но магия пропадает. Если же вы слушаете относительно спокойную музыку, HD242 вам понравится почти наверняка (видите, как я осторожен?). Только учитывайте один нюанс: сопротивление у этих наушников составляет 56 Ом, и Sony PSP, например, их не «прокачивает» совершенно. HTC Sensation справляется на четыре с плюсом, особенно если выставить громкость на максимум, а мощности iPad’а хватает даже с некоторым запасом.
И еще для прослушивания в дороге лучше сменить кабель на более мягкий, нежели тот, что идет в комплекте. Благо он здесь съемный и снабжен стандартным интерфейсом 3,5 мм.
Fischer Audio Oldskool ’70s
Глядя на эти наушники, сразу вспоминаешь первый Sony Walkman и первые же советские портативные плееры, которые с этих Walkman’ов старательно копировали. Честно говоря, я не помню — как звучали наушники, лежавшие с ними в одной коробке, однако воспоминания о том звуке остались самые теплые.
Казалось бы, продукт, столь удачно мимикрирующий под классику жанра, должен был оказаться довольно успешным, но ничего подобного: Oldskool ′70s провалились в продаже с оглушительным треском. Странно? Да не очень. Это мы, люди зрелые, проассоциировали их с Walkman’ами, а молодежь, основной потребитель мобильных наушников, увидела явное сходство с дешевыми китайско-тайваньскими поделками по 300 рублей, дурно звучащими и быстро ломающимися. Между тем цена Oldskool ′70s поначалу была довольно высокой — в районе 1 800 рублей. Вот покупатель и испугался.
А модель-то, надо сказать, очень занятная. Начнем с того, что поставляется она не в каком-нибудь пластиковом блистере, а в черной коробке из качественного картона, внутри которой обнаруживается душевный текст о славных былых временах. Сами наушники сделаны очень добротно, приятно тяжелят руку, а на голове практически не ощущаются, благодаря легкому и умеренно жесткому металлическому оголовью. Нельзя не отметить с умом подобранный кабель с резиновым покрытием, который вообще не склонен к запутыванию, как наушники ни бросай.
Звук же, с учетом размеров динамиков и форм-фактора вообще, просто отменный. Возможно, дело еще и в эффекте неожиданности: ожидаешь услышать вялое пластиковое трень-брень, и вдруг — теплый аналоговый звук. Если слушать Oldskool ′70s сразу после Axelvox HD242, можно заметить небольшую нехватку басов, но средние и высокие частоты отрабатываются добротно, а в целом звук очень естественный и точный. Сопротивление у этой пары составляет 35 Ом, и они хорошо работают как с iPad, так и с относительно слабенькой PSP.
Не уверен, что такие наушники нужны молодым читателям, но в качестве подарка людям, родившимся в 50-70-х годах прошлого века, вариант интересный. Тем более что остатки товарных запасов сейчас можно купить примерно за 1 300 рублей.
Fischer Audio DBA-02
И еще немного «рыбного звука». Каждый раз, когда говоришь о достоинствах каких-то наушников, обязательно найдется умник, который сообщит о непоколебимом превосходстве арматурных наушников над всеми остальными. Как правило, приходится верить на слово, потому что «арматура» нынче дорога, и даже себестоимость у таких моделей стартует с отметки $50, а розничные цены начинаются примерно от $100 и улетают куда-то за горизонт.
Наши люди из Fischer Audio пока берут чуть меньше своих более раскрученных коллег по бизнесу, и потому двухдрайверные арматурные вкладыши DBA-02 стоят от 4 500 рублей (впрочем, некоторые магазины умудряются предлагать их и по 14 000). Коробка на сей раз без особых изысков, и большая ее часть изготовлена из вторично переработанной бумаги. К наушникам прилагается симпатичный серо-красный чехол, надежно защищающий их во время перемещений в пространстве. Что же до самих DBA-02, то выглядят они просто на удивление… «дешево». На фотографиях-то все неплохо, но в жизни кабель, состоящий из трех проводков без общей обмотки, и не очень аккуратно склеенный корпус слегка озадачивают. Особенно если вспомнить, что вчетверо меньше стоящие модели Fischer Audio имеют экстерьер куда как более солидный.
Но звук, конечно, очень необычный. Высокие частоты настолько детальны, что даже в хорошо знакомых композициях всплывает что-то новое. Записи оркестров вообще слушать невозможно: к музыке щедро добавляются подробности вроде неловкого движения смычком или тяжелого дыхания тромбониста, заглядевшегося на юную арфистку. Звук чуть суховат, но это компенсируется его объемностью и уже упомянутой детальностью. Басы у DBA-02, конечно, есть, но они воображение не поражают. Впрочем, «басовитость» никогда не была достоинством арматурных моделей, и варианты с одним динамиком, а не с двумя, как здесь, после динамических наушников кажутся совсем уж пресными.
Заявленное сопротивление наушников 43 Ом, что, в общем, немало для вкладышей. Однако они довольно «легкие», хорошо сочетаются даже с не самыми мощными воспроизводящими устройствами, но все же перед покупкой лучше внимательно послушать их в паре с уже имеющимся плеером. Вдруг не понравится звуковая картина или еще что. «Арматура» по вкусу далеко не всем. В следующем году ожидается новая инкарнация этой модели, имеющая на данный момент название DBA-02 Mk II. Говорят, будет еще лучше.
Arctic Sound P281
Я уже много лет веду борьбу за снижение шумности домашнего компьютера при непрерывном увеличении его мощности. Один из важных элементов этой борьбы — подбор эффективных и тихих кулеров. Когда идешь по этому пути не один год, трудно не натолкнуться на фирму Arctic Cooling, известную своими весьма добротными пропеллерами различного предназначения. Но, к сожалению, одними кулерами сейчас прокормиться очень трудно, потому что рынок настольных компьютеров уверенно сокращается год от года, а в ноутбуках обычно стоит одна небольшая турбинка, да и та производства вездесущей Foxconn. Поэтому в Arctic решили расширить ассортимент, начав выпускать радиоуправляемые игрушки, мультимедийные центры на Intel Atom и разнообразную акустику. Не скрою, мне было бы интересно познакомиться и с игрушками, и с мультимедийным центром, но пока до Москвы добрались только наушники Arctic Sound P281, претендующие на роль профессиональных диджейских.
Когда производитель кулеров начинает заниматься столь далекими от него вещами, ждешь от первых продуктов множества недочетов, и в первую очередь — в сфере эргономики. Просто потому, что при разработке наушников приходится учитывать поистине безумное число нюансов, о которых без должного опыта и не догадаешься. Но, судя по всему, в Arctic не стали обходиться собственными силами и пригласили на новое направление знающего человека со стороны, потому что P281 выглядят очень добротно и продуманно. Несмотря на то, что модель довольно бюджетная (об этом чуть ниже), материалы не производят впечатления дешевых. Отделанное изнутри мягкой тканью оголовье, очень нежная на ощупь, но прочная кожа амбушюр, 2,5-метровый кабель, часть которого сделана в виде легко растягивающейся «пружинки», вращающиеся «чашечки» — все это смотрится очень убедительно. При этом наушники совершенно не давят даже на такую крупную голову, как моя, а значит у диджея, если таковой ими вдруг обзаведется, есть шанс доиграть до утра без риска заработать намертво впечатанные в череп уши.
Что же до звука, то он, скажем так, хуже экстерьера. Кричат наушники громко, что, говорят, для диджеев очень важно. Басы есть, хотя и излишне интеллигентные (кажется, так о басах еще не писал никто!), средние частоты в избытке, а вот высокие где-то потерялись. Ощущение, словно слушаешь не качественный 320-килобитный mp3, а магнитофонную кассету, причем даже не хромовую… В то же время нельзя не отметить правдивость Arctic, которая на официальном сайте честно поставила данной модели за звук три с плюсом по пятибальной шкале. Сразу захотелось попробовать
Когда P281 доберутся до России (пока они почему-то продаются только у наших соседей, в Белоруссии и на Украине), стоить они будут от 900 до 1 000 рублей. Тут бы добавить что-то вроде «за свою цену — неплохо», но, во-первых, мы знаем о существовании Axelvox HD241/242 за сравнимую цену, а, во-вторых, довольствоваться плохим звуком просто потому, что он дешевый, — это примерно как на рынке затариться подгнившими фруктами и попробовать получить от них удовольствие. Поэтому — нет, пока рекомендовать не рискну. А упомянул об этих наушниках в знак уважения к славному прошлому Arctic Cooling и основательности подхода компании к новому для нее направлению.
Monster Turbine Pro Copper Edition
Эти вкладыши — самые дорогие в, прямо скажем, недешевом модельном ряду компании Monster Cable, да и вообще одни из самых дорогих в мире. Их рекомендованная розничная цена составляет $399, но, к примеру, на Amazon эту модель можно заказать за $318. Кстати, говоря о самых дорогих наушниках, я ориентируюсь именно на реальные розничные цены, потому что модель Monster Miles Davis Tribute на официальном сайте рекомендуют продавать за $499, однако на практике ее можно взять за $248. Интересно, что Turbine Pro Copper Edition (то есть «Медная Редакция») стоит на несколько десятков долларов дороже Gold Edition («Золотой Редакции»). Видимо, потому, что Gold встречается практически у всех производителей, а Copper тянет на настоящий эксклюзив. В России Copper Edition стоит от 11 до 14 тысяч рублей, вот только надо очень аккуратно выбирать магазины, потому что подделывают продукцию Monster активно и умело.
Я отсюда слышу грозный хруст — это могучие кулаки читателей невольно сжали «мышек». Четырнадцать тысяч за наушники-вкладыши! Да где такое видано? Не скрою, этот ценник, на уровне роскошных мониторных наушников, производит сильнейшее впечатление на меня самого. Но, наверное, дискуссии на тему «Чё так дорого-то?» достаточно бесплодны, особенно если вспомнить — сколько в Москве стоит все «премиальное». Дорого, да. Но раз есть желающие покупать — ничего не поделаешь. Кстати, в отличие от одежды и часов, у Monster Turbine Pro Gold и Copper есть полезная в хозяйстве особенность: если в течение трех лет с ними что-то случится (например, в приступе меланхолии вы пропустите их через электрическую мясорубку), можно бесплатно получить еще один экземпляр. Это позволит порадоваться заботе со стороны Главного Монстра и заодно задуматься о себестоимости наушников…
Ну да шут с ней, с ценой. Давайте про нее вообще временно забудем. В увесистой коробке кроме самих наушников вы найдете аж два чехольчика (видимо, для повседневного использования и особых случаев), массу разноразмерных насадок из различных материалов (позволяют при некотором терпении идеально разместить Turbine в слуховом канале), фирменную тряпочку для протирки наушников (ох), таинственную круглую штучку, предназначенную, судя по всему, для хранения насадок, и увесистую книжечку с инструкциями, главная задача которой, по моему личному ощущению, придавать упаковке дополнительный вес.
Что же до звука, то он великолепен. В первом комментарии, написанном после примерно сорокаминутного прослушивания содержимого своего iPad, я выразился в Twitter’е еще более определенно: «Должен признать, что звук в Monster Turbine Pro Copper Edition — это просто №%%*** **№№ №№»»%% как хорошо». Действительно, просто в голове не укладывается — как вообще было технически возможно заставить эти железные «капельки» звучать не хуже топовых студийных мониторов? Или цена потому и такая высокая, что в нее входит оплата разрешения не соблюдать законы физики? Мало того, что звук насыщен и идеально сбалансирован от басов до самых кончиков верхних частот, так еще и точности позиционирования инструментов не способен помешать звуковой поток любой интенсивности. Пианино ли, флейта в сопровождении виолончели, хардкорная рок-группа, высокотехнологичное «тымц-тымц-умца-умца» — все звучит в Turbine Pro Copper Edition как надо. Вот же проблема: будь звук плох, я бы нашел десятки едких эпитетов, подчеркивающих его недостатки. А тут и сказать нечего. Хочется просто встать и поаплодировать. Из сегодняшних героев наушники Monster немного уступают лишь… Fischer Audio DBA-2, чьи арматурные драйверы обеспечивают еще большую детальность звука в верхнем диапазоне средних и во всех доступных высоких частотах (напомню, у арматурных моделей предел находится на отметке 13-14 тысяч герц). Но у DBA-2 нет такого роскошного упругого баса, да и звуковой картине в целом далеко по сочности оттенков до Turbine.
Зря только Monster не говорит о сопротивлении этой и других моделей своих наушников (на сайте на эту тему написано, что, мол, не парьтесь по поводу технических характеристик, а просто наслаждайтесь музыкой). Такое ощущение, что оно не меньше 60 Ом, потому что PSP с Turbine Pro Copper Edition не справляется категорически. HTC Sensation «прокачивает» только на максимальном уровне громкости, который кому-то может показаться недостаточным. iPhone, iPad, iPod Classic/Touch справляются нормально, и все же иногда возникает мысль о покупке дополнительного усилителя. Скажите, у вас нет ассоциаций со знаменитым фельетоном Тэффи «Воротничок»?
Но в целом — потрясающие наушники. Кроме шуток. И если б не цена… Вот в такие моменты и задумываешься о несправедливости жизни.
Одно радует: акустические впечатления, в отличие от многих других, ослабевают довольно быстро, и уже на следующий день после потрясающих наушников можно слушать просто отличные. Или очень хорошие. И получать удовольствие.
Надеюсь, что кто-то из героев этого материала вам однажды пригодится. В целом же тема выглядит неисчерпаемой, и, честно говоря, непонятно — как раскрывать ее, не прибегая к заумным и мало что на самом деле значащим оборотам. А то ведь иной раз такое прочитаешь, что наша первоапрельская методика тестирования наушников кажется вполне серьезным техническим документом…
Будем думать, а пока, если вы знаете модель наушников, о которых можно рассказать хотя бы небольшую историю, дайте нам знать. И непременно освежите в памяти классический текст «Из чего сделаны ваши наушники?».
Материал написан по заказу портала 3DNews.ru