Всегда любопытно заглянуть внутрь знаковому продукту. Особенно такому, как Xbox, обязанному обеспечивать работу под стопроцентной нагрузкой в течение многих часов. А в ряде случаев – и суток. Мы разобрали новую консоль Xbox One и не только изучили ее устройство, но и сравнили новинку с предыдущими поколениями.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

Прежние версии Xbox очень любили в сервисных центрах. В абсолютном большинстве случаев они ломались совершенно одинаково. Например, в первом Xbox слабым местом был блок питания. Его встроили прямо в корпус, что, конечно, снаружи выглядело эстетичнее. Однако отсутствие активного (да и пассивного) охлаждения при большой нагрузке быстро приводило конструкцию к отказу. Полностью исправить этот инженерный недочет можно было лишь установкой дополнительного кулера, вписать который в корпус было совсем непросто.

Первое поколение Xbox 360 славилось графическим чипом, теряющим контакт с материнской платой. По всем признакам, система охлаждения просто не справлялась с нагревом чипа, и припой переставал держать. В сервисных центрах умели возвращать беглеца на место, однако лечение помогало не очень надолго. Также в процессе покидания насиженного места чип нередко сгорал. Сейчас он стоит сущую ерунду, около 500 рублей. А лет пять назад вместе с работой замена могла обойтись тысяч в шесть-семь.

Xbox One радикально отличается от предшественницы хотя бы тем, что работает на процессоре с архитектурой x86. Поэтому особенно интересно – нет ли в первом поколении явных детских болезней, которые порадуют парней из сервиса?

Разобрать консоль не так-то просто. Внешний корпус держится исключительно на защелках. Мы по привычке предположили, что один винт все же есть под наклейкой на тыльной части, но там нас встретил лишь технологический кругляш.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

Отсутствие винта заставило расположить пломбу в неожиданном месте – сбоку, на самом виду. Повредить ее нечаянно трудно, но ребенок может отколупать ее из любопытства, или котик по той же причине пройдется по ней коготками.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

Защелки очень тугие, подцепить и отщелкнуть их, мягко говоря, непросто. Забегая вперед скажу, что и обратная сборка проходит нетривиально. Надо защелки не просто сопоставить с пазами, но и выбрать правильный угол атаки.

Под пластиковым кожухом нас встречает цельнометаллическая «банка», на которую вынесены динамик и радиомодули, отвечающие за работу джойстика и Wi-Fi. Также в глаза бросается кулер системы охлаждения. Металлическая решетка на нем не очень ровно окрашена в черный цвет. По всем признакам, это делается вручную, и вряд ли в мире есть две полностью одинаковые консоли Xbox One.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями
 

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями
 

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

Обратите внимание, что на модуле Wi-Fi есть разъем для подключения антенн, но на практике они распаяны на плате. Морщиться не стоит: огромные «рога» на роутере вовсе не гарантируют большую зону покрытия, а в смартфонах антенна бывает величиной со спичечную головку. И ничего, работает. Здесь же площадки довольно внушительного размера, как в роутерах Apple и D-Link.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

Кстати, в первых двух версиях Xbox 360 поддержки Wi-Fi не было вообще, а в версии Slim модуль пристроили на саморезе где-то сбоку.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

Вообще, с первых минут складывается ощущение, что разбираешь не гаджет для игр, а нормальный такой компьютер в корпусе тайваньского производства. Никакого, понимаешь, изящества. Сплошная утилитарность.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

Отвинчиваем десяток шестигранных винтов – и вот они, внутренности Xbox One. В глаза бросается непривычно компактный привод Blu-Ray, абсолютно обычный жесткий диск семейства WD Blue и реально здоровенный кулер.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

Модели жесткого диска могут меняться в зависимости от партии, но объем всегда одинаковый – 500 гигабайт. Это, в общем-то, немало. Да и никто не мешает подключить внешний накопитель. Но все равно нас, компьютерщиков, гложет – можно ли заменить внутренний диск на более емкий? Да, можно. Тем более, что дешевый WD Blue со скоростью вращения шпинделя 5400 об./мин не ставит рекордов производительности. Только из-за вскрытия корпуса придется попрощаться с гарантией. Также новый диск надо правильно подготовить (инструкцию по подготовке можно посмотреть, например, здесь). С учетом того, что хорошая игра занимает на жестком диске гигабайт 30, в скором времени можно ждать версии Xbox One с, как минимум, терабайтником внутри.

Сравните, кстати, компоновку Xbox One и Xbox 360 Slim.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

Расположение компонентов примерно одинаковое, а вот «воздуха» внутри у новой модели гораздо больше.

Еще раз посмотрим на систему охлаждения. Благодаря размерам и продуманной аэродинамике лопастей, она практически бесшумна даже под максимальной нагрузкой.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

Сзади видим массивный радиатор и медные тепловые трубки. Тоже все очень по-компьютерному.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

Материнская плата напоминает своих серверных товарок.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

Все чипы расположены спереди, на тыльной части нет ничего.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

Обратите внимание, что плата с двух сторон разделена на сектора, подобно шахматной доске. Это сделано для облегчения работы сервисмэнов. Также в левом нижнем углу лицевой части можно обнаружить несколько неиспользованных контактных площадок. Они тут неспроста. Дело в том, что для разработчиков выпускаются специальные версии Xbox One, и плата у них одна и та же, но только снабжена дополнительными разъемами и модулями.

В описаниях Xbox One в Интернете можно найти, что внутри стоит процессор AMD с частотой 1.75 GHz. Используется 2 четырехъядерных модуля с архитектурой Jaguar. За графику отвечает GPU Radeon GCN с частотой 853 МГц и 768 вычислительными ядрами. Из такого описания можно предположить, что чипов двое, но он всего один. Да, в области традиционных процессоров AMD сильно отстает от Intel, но зато графическая часть у них заметно лучше, чем у Intel Core. После выхода графики IRIS разрыв сокращается, но все же AMD пока на коне.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

По бокам можно лицезреть 16 модулей оперативной памяти DDR3 производства Samsung по 512 Мбайт каждый.

Кстати, забавно сравнить всю вычисляющую часть новой консоли с одним лишь графическим чипом Xbox 360. Прогресс явно не стоит на месте.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

А можно и целиком материнские платы сравнить.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

Нельзя не заметить, насколько вольготнее расположены компоненты на плате Xbox One. Никто никому не мешает, и даже при гораздо большем нагреве, нежели тот, который может обеспечить процессор AMD, перегреть соседей по плате практически невозможно. Так что можно играть долго и с удовольствием.

Южный мост у платы, по традиции Xbox, проприетарный, поэтому опознать его производителя и разработчика не получится.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

У Саши Левченко в запасах обнаружился и самый первый Xbox, также работавший на архитектуре x86. Разумеется, он был тут же разобран.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

Внутри нас встретили большой 3.5-дюймовый жесткий диск Seagate и CD-ROM производства Philips. Люди помоложе уж и не помнят, что Philips когда-то выпускала оптические приводы.

Под радиатором скрывается специальная версия процессора Intel Pentium III образца 2001 года.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

На радиаторе указан производитель – это уважаемая компания Cooler Master

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

А справа от процессора красуется главный источник проблем первого Xbox – встроенный блок питания.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями

Как выяснилось, одного кулера на процессор, графический чип и БП оказалось недостаточно.

Итого

Вскрытие не обнаружило явных слабых мест в конструкции Xbox One. Сочетание достаточно холодной начинки с мощной системой охлаждения и неплотным расположением компонентов на плате позволяют исключить перегрев, как источник проблем. Эту консоль можно употреблять по назначению чуть ли не круглосуточно, а кроме собственно игровых функций она неплохо работает и в качестве домашнего медиасервера.

О слабых местах Xbox One: разбираем и сравниваем с предыдущими версиями
 

Все финальные Xbox (Xbox, Xbox 360 Lite и Xbox One) и примкнувшая к ним Xbox 360 второго поколения.
Все финальные Xbox (Xbox, Xbox 360 Lite и Xbox One) и примкнувшая к ним Xbox 360 второго поколения.

Консоль не отличается особым изяществом конструкции. И вообще больше напоминает компактный ПК. Я ловлю себя на мысли, что неплохо бы, наверное, поставить на нее Windows, и использовать как для игр, так и для работы. Но пока накатить на консоль обычную версию Windows еще никому не удавалось, и вряд ли удастся в будущем. Впрочем, своеобразные аналоги можно обнаружить в линейке ASUS ROG.

Использование в консолях нового поколения чипов AMD позволило последней нарастить свой кусок рынка процессоров с архитектурой x86 на 2.6%, и теперь на долю компании приходится 16.9%. Правда, благодарить за это надо не только Microsoft, но и Sony, потому что в Playstation 4 используется практически тот же чип, а продается она пока вдвое лучше (кстати, тайваньская VIA до сих пор гордо контролирует 0.2% рынка).

Использование архитектуры x86 облегчит жизнь разработчикам игр, и, в частности, перенос продуктов с консолей на ПК. Также полегче станет производителям игровых движков и сред разработки. Уже вроде бы списанная со счетов архитектура постепенно занимает оставленные позиции, и пока не добилась успеха только на рынке действительно мобильных устройств. Но, по всем признакам, и это вопрос времени.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Александра Левченко (www.tech-town.ru), съевшего собаку на ремонте Xbox.