Я женился первый раз относительно давно, тринадцать лет назад. Не знаю, как у вас, а в Саратове тогда видеокамеры были большой редкостью. Даже на свадьбах обычно все ограничивалось пленочными мыльницами. Видеосъемкку, правда, предлагали в ЗАГСах, но стоила она чуть дешевле полнометражного фильма киностудии имени Довженко, и потому спросом пользовалась ограниченным. Лично я — не польстился. Возможно еще и потому, что мне удалось раздобыть компактную камеру, которой снимали все подряд, благо сильно пьющих в нашей компании попросту не водилось.

Разумется, камера была аналоговой, и результат никто не монтировал. Просто нарезку из эпизодов переписывали всем желающим с кассетки формата Video 8. Отношение к «фильму» было самое несерьезное, и только недавно, наткнувшись на него, я вдруг понял всю важность его создания. Ведь за 13 лет мы все очень здорово изменились, а кое-кто попросту не дожил до 2009-го. Да, помню про «прошлое хоронит своих мертвецов», но увидеть свою веселую бабушку, которой уже 12 лет, как нет — это важно. Думаю, и вы разделяете моё мнение.

Но вот камеры подешевели, благосостояние трудящихся, и сейчас на свадьбах снимают все подряд. Больше того, сняв пару свадеб, некоторые начинают считать себя довольно крутыми режиссерами, уровнем где-то посрединке между Кевином Смитом и Квентином Тарантино. А раз так — они начинают предлагать свои услуги брачующимся за деньги. Недорого. Что-то около 5000-7000 рублей за съемочный день. В качестве бонуса (или за небольшую доплату) предлагается монтаж «самого настоящего фильма со спецэффектами» и запись его на DVD. Не знаю, как у вас в городах, но в Саратове многие соглашаются, и теперь трудно найти свадьбу, где не суетится один-два оператора, они же режиссеры, они же продюсеры, они же водители и прочая, прочая… А что? Ведь действительно — камеры стоят недорого, о такой мелочи, как правильный свет никто не задумывается, видеоредакторы предлагают широчайший набор возможностей, а спецэффекты в фильм вставляются чуть ли не автоматически.

Результаты трудов этих гениев хакерского Sony Vegas мне приходилось видеть не раз и не два. Вот, недавно попросил записать один шедевр на винчестер, притащил домой и посмотрел от начала до конца. Даже и не помню, чего было больше — смеха или слез. Или жалости к людям, которым ВОТ ЭТО останется на память.

Видите ли, наши свадьбы — за редким исключением — они очень бесхитростные. Там много местных традиций, привычек, заморочек, в общем, камерные они очень. И когда доморощенный Родригес снимает происходящее так, чтобы на выходе было подобие «От заката до рассвета», получается мрачный цирк с конями. А уж когда он натравливает на материал могучий видеоредактор и пихает туда все стандартные приблуды подряд, «фильм» становится пригодным только для просмотра добрым стареньким бабушкам да циничным журналистам.

Я сейчас, наверное, банальность скажу, но технические возможности растут гораздо быстрее, нежели мы развиваемся и меняем нашу жизнь. Сами по себе спецэффект или крутая «фича» не несут никакой ценности: они должны применяться только в том случае, если их присутствие требуется гармонией мира. Как бы хотелось, чтобы вся эта шелуха не отвлекала нас от основного, главного, дорогого, подлинного.

… а пленку с той записью я от греха оцифровал. Теперь ее, пожалуй, и внуки посмотрят, если, конечно, к тому времени еще будут существовать оптические приводы.