Фильм «Мажестик» с Джимом Керри вышел в 2001 году, и я тогда его сразу посмотрел. Сюжет вообще не отложился в памяти, но сохранилось противоречивое ощущение. С одной стороны, фильм понравился. С другой, показался тогда набором штампов. 16 лет было как-то не до него, но вот недавно вспомнил и решил пересмотреть. Чтобы понять — что мне не понравилось.

Сюжет фильма одновременно оригинален и банален. Молодого голливудского сценариста (его играет Керри)  во время знаменитой «охоты на ведьм» в Штатах обвиняют в поддержке коммунистических взглядов. В связи с этим его увольняют с работы и заносят в черный-черный список. Как положено настоящему мужику, Керри нажирается в хлам и падает в машине с моста в реку. Где немного прикладывается головой и теряет память. Река выносит Керри на берег около небольшого городка, где в нем узнают Люка Тримбла, парня, ушедшего на Вторую мировую и пропавшего без вести почти 10 лет назад. Ну то есть Люк-то, конечно, погиб, но сходство с молодым сценаристом у него полное. Даже бывшая девушка Люка — и та, после недолгих сомнений, признает в пришельце погибшего героя. Про отца и говорить не приходится, он-то узнал «сына» сразу. Так, конечно, не бывает. Даже чисто теоретически. Но это же кино…

Сценарист потихоньку и сам начинает верить в то, что он Люк Тримбл. Плотно общается с девушкой, открывает заново кинотеатр «Мажестик», который его «отец» забросил после смерти Люка. Но во время показа фильма по своему сценарию память волшебным образом возвращается к герою Керри, а потом приезжает и ФБР. Правда, обвинения оказываются полным фуфлом, и сценарист получает все блага жизни обратно. Но он предпочитает отказаться от них и вернуться в маленький городок, где его принимают, как героя.

Да, сюжет чуток бредовый, но на фоне нынешнего мракобесия в сценариях блокбастеров все очень даже мило. Да и состав актеров очень даже. Тем не менее, фильм провалился с оглушительным грохотом, не собрав и половины бюджета. Почему так случилось?

Мне кажется, у «Мажестика» ровно две проблемы.

Первая — Джим Керри. Он просто катастрофически не попадает в роль. Там должен был играть Хороший Парень. Например, Круз или Хэнкс. Вот тогда бы все было очень даже гармонично. Керри же парень очень странный. По жизни странный. И когда он пытается изображать простого американского парня, получается странно. Прямо видно, как он заставляет себя не гримасничать. Он прекрасен в ролях «на грани», типа «Шоу Трумэна» или «Человека на луне». Но в ванильных ролях ему тоскливо. И зрителю тоже.

Вторая проблема — режиссер Фрэнк Дарабонт. У него здорово получается снимать фильмы про тюрьму и ужасы. «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля» — вот там его талант раскрывается по полной программе. А в мелодраме как-то не срослось. Забавно, что чуть ли не лучший эпизод в фильме — про негра-билетера, которого герой Керри находит в темном подвале под кинотеатром. Вот там все здорово — картинка, атмосфера. А как только про любовь-морковь, начинает переть штамповка. И актеры явно тоскуют. В фильме есть еще несколько клевых сцен, типа открытия Керри в себе дара джазового пианиста или встречи его на вокзале, но это как золотые песчинки в груде пустой породы. Лучше всех, кстати, в фильме играет Лори Холден, ей досталась роль девушки героя. Вот она просто удивительно гармонична. Или просто срабатывает контраст с остальными.

Жалко, конечно, что такую масштабную ленту фактически запороли. Могло бы получиться очень круто. Но даже и то, что вышло, вполне можно посмотреть. Если еще не видели, советую.