Перечитываю сейчас мемуары о Шаляпине.

У Федора Ивановича была репутация жуткого скандалиста. Недели не проходило, чтобы в прессе не смаковали очередную историю о конфликте с каким-нибудь актером, режиссером или дирижером. То папкой с нотами запулит, то турецкой лошадью назовет…

Поэтому молодые актеры страшно боялись входить в спектакли с его участием. До трясучки. Причем как девочки, так и мальчики.

Но после первого же опыта совместной работы обнаруживалось странное. Оказывается, грозный Шаляпин и в работе над ролью поможет, и во время спектакля подбодрит, и даже текст подскажет вперед суфлера. Подробно рассказывал о том, как разрабатывать образ, откуда брать детали, приводил примеры. Вопреки слухам о запредельном корыстолюбии, охотно участвовал в студенческих постановках в качестве актера и режиссера. Понятное дело, безвозмездно.

А папки летели в лентяев, халтурщиков и бездарностей, которых в России всегда хватало. Особенно в государственных театрах. Что характерно, в частной опере Мамонтова ни одного конфликта у Шаляпина не возникло. Потому что там халтуру отсекали безжалостно на входе.

Продолжаю читать мемуары.