Как я первый раз в жизни сходил на концерт Чижа
- 18/04/2021
- 👁 4 946 просмотров
- 0
А точнее съездил
Как и многие люди, я первый раз услышал Чижа в 1993 году. До этого Борис Борисович несколько лет в интервью упоминал какого-то Сергея Чигракова из группы «Разные люди». Но вот в 1993 году вышел альбом. На саратовском «Радио-С» была ежедневная рубрика, когда ставили диски целиком, без перерывов и рекламы. Чтобы желающие, значит, могли записать. Записывать мне тогда, к сожалению, было не на чем. Но от услышанного 16-летний я слегка офигел и, конечно, раздобыл запись уже через несколько дней. С тех пор эти и новые песни всегда были где-то рядом. Мы их и слушали, и пели сами. Вообще, творчество Чижа было крайне популярным у самодеятельных исполнителей, уступая разве что Цою.
Не могу сказать, что песни Сергея Николаевича идеально «ложились» на мою жизнь. Вот с «Аквариумом» такое бывало неоднократно. Просто до дрожи иногда — ну вот как, как Борис Борисович мог так точно описать жизненные ситуации паренька из Саратова? Чиж был все же другой. Но не чужой. Среди тех, кого я любил и люблю, было много таких, как он. И, слушая его песни, я лучше понимал окружающих.
Но последний студийный альбом «Нечего терять» лег на жизнь просто идеально. Я купил его за несколько дней до отлета в Израиль и начал слушать уже там. И до сих пор помню идеальное совпадение переживаний и событий в октябрьском Иерусалиме 1999 года. И вроде бы песни были о другом. Но насколько же обо мне.
А потом новые песни выходить перестали. Если не считать сольника «Гайдном буду!», который, при всем уважении, был бледной тенью предыдущих записей, источник иссяк.
Я не роптал и продолжал слушать старые записи. У меня даже появилась привычка включать их в разных городах и странах, чтобы получить удовольствие от «химии», возникающей от сочетания окружающей реальности и хорошо знакомых (вроде бы) песен. Наверное, одно из самых ярких впечатлений — как совпал «Автобус» из первого альбома с вечерним Лас-Вегасом, когда я, страшно уставший, ехал в гостиницу. Разумеется, на автобусе.
Но вот с концертами не складывалось. Не помню, чтобы Чиж приезжал в Саратов, когда я там жил. Потом несколько лет было немного не до того. Потом концерты были довольно редкими.
А потом сложилось какое-то ощущение, что, наверное, и не надо на концерт. Ведь если песни не пишутся, то, наверное, и поется через силу. То есть понятно, что надо жить да семью кормить. Но Элвис последние пять лет, фактически, пел один и тот же концерт. Выходил, отрабатывал и уходил. Если был в тонусе, то отрабатывал качественно. Если не очень, то… не очень. Концерты, несомненно, имели ритуальное значение. Но художественная ценность оставляла желать много лучшего.
В общем, так и не пошел бы на концерт Чижа, когда б прошлой весной МТС не организовал серию онлайн-концертов известных групп. Чайф отработал, как всегда — добротно. Бутусов отхалтурил, как всегда. А Сергей Николаевич выдал такой драйв и звук, что я просто охренел. И, конечно, решил, что надо срочно идти живьем.
Срочно — по понятным причинам — не получилось. Летом концертов не было вообще, осенью они назначались и переносились, то же самое было и зимой. Потом вроде бы устаканилось. И я стал выбирать — где послушать.
Тут надо понимать, что я очень не люблю концерты в Москве. Любые. Что-то не так с этим городом в плане музыки. Те же самые группы и исполнители звучат в собственно России настолько лучше, что диву даешься.
В итоге выбирал между Петербургом 16 апреля и Обнинском 17-го. В северной столице планировалось большое шоу к юбилею Сергея Чигракова (ему, страшно сказать, стукнуло 60). Но у меня было подозрение, что будет масштабно и пафосно, но немножко не то. И выбрал Обнинск. Тем более, что давно хотел побывать в этом городе, а без повода не поедешь.
Концерт проходил в Городском дворце культуры. Культура в Обнинске явно находится не в лучшей форме, потому что значительная часть дворца отдана под торговлю всяким. Например, прямо на главном входе находится магазин джинсовой одежды. У служебного входа были сразу же замечены автобусы группы. Значит доехали! Было опасение, что после большого концерта в Петербурге может не сложиться. Рад, что ошибался.
Престарелые администраторши на входе, явно обитающие в здании еще с советских времен, пытались докопаться до того, что я зашел в священное здание, не сняв легкую куртку. Весело отлаял их в ответ, прямо как в советские времена. Вечно эти увядшие служительницы культа пытаются учить правильно молиться, забыв изгнать из своего храма торговцев.
Концерт начался с 15-минутным опозданием, что по рок-ролльным меркам даже досрочно. И какой это был концерт, читатель!
Я как-то уже успел забыть, что всегда предпочитал концертные альбомы группы студийным, потому что в них музыканты позволяли себе гораздо больше. И еще стал забывать, что сам Сергей Чиграков — мощный музыкант-полиинструменталист.
Все это мне моментально напомнили.
Да, звучали старые песни. И голос Чижа вообще не изменился за последние 30 лет.
Но это были другие песни. Видно было, что они не просто воспроизводятся в очередной раз, а живут. Их интересно слушать. А музыкантам явно интересно их играть. Сам мастер выкладывался с бешеным драйвом. А Михаил Русин, Алексей Романюк и Денис Василевский, мягко говоря, не отставали.
Я два часа просидел с полуоткрытым ртом. Понимаете, это очень необычное ощущение, когда песни, въевшиеся, что называется, в ДНК, звучат вот прямо перед тобой. В голове не укладывалось, что, оказывается, можно живьем услышать «Такие дела». Совершенно другую песню, и все такую же.
Когда уже вернулся в Москву, нашел на Youtube запись концерта в Петербурге. Да, было масштабно и красиво. Но все же не так драйвово, как в Обнинске.
В общем, если в ваш город приедет Чиж и Co, идти надо обязательно. Тут можно посмотреть список грядущих концертов. Да, нам всем хотелось бы новых песен. Но и на старых не заскучаешь. Тем более, что они каким-то мистическим способом умудряются оставаться актуальными и 30 лет спустя.
Сергею Николаевичу и группе — огромная благодарность и уважение.