О спектакле «Женщины Есенина» в МХАТ имени Горького
- 29/12/2021
- 👁 15 067 просмотров
- 0
Бабы до «Англетера» доведут
Вчера посетил спектакль «Женщины Есенина» в МХАТ имени Горького.
Раньше в этой версии МХАТ на спектаклях не бывал, только на концертах. Решил восполнить культурный пробел.
Спектакль базируется на книге Захара Прилепина из цикла «Жизнь замечательных людей». Автор пьесы Елена Исаева выбрала из биографии самое интересное, а именно половые отношения поэта. Тема большая и глубокая, потому что молодой поэт это дело очень даже любил. Вот сквозь метания между женщинами нам и показывают биографию Сергея Есенина.
Замечу, что не являюсь настоящим театральным критиком, и в театре разбираюсь довольно поверхностно. Как простой насмотренный зритель. Поэтому если ляпну что-то на дилетантском — не судите строго.
О пьесе
Рассказывать о межполовых отношениях и не показывать их довольно трудно. В спектакле с рейтингом 16+ тема сисек не раскрывается (одна голая спина — не в счет), а про что-то более деятельное и говорить не приходится. Так что, выбрав тему именно отношений с женщинами, автору почти нечего рассказывать. Ну да, был такой яркий мужик, который нравился девушкам всех возрастов. Плюс, поскольку мужчина мощно выпивал, уговорить его было не очень сложно. Да и в целом время было яркое, только сифилис немного мешал радоваться жизни.
Но, повторюсь, сами по себе отношения — штука довольно банальная. Пойдем? Ну, пойдем. А спектакль должен быть длинным. И с антрактом. Поэтому туда надо добавлять странное. Например, длиннючую тему переживаний по поводу матери. Мол, она в свое время нагуляла ребенка на стороне, и ИЗ-ЗА ЭТОГО ЕСЕНИН БЫЛ ТАКОЙ. И вот она ходит, страдает, обсуждает свою ИЗМЕНУ с отцом Есенина, с ним самим… Ну тоска зеленая, правда. Я, как несостоявшийся сексолог, вижу в этом немного другой расклад. По всем признакам, мама у Есенина обладала повышенным половым влечением. И сын — в нее. Благодаря этому он писал яркие стихи и бурно жил. Чистой воды физиология, простите.
Но объем гнать надо. Поэтому второе действие процентов на сорок состоит из декламирования стихов. Ничего плохого в декламировании нет, и читает исполнитель главной роли Андрей Вешкурцев хорошо. И все же… мы же не на литературный вечер шли, правда?
Спектакль «Женщины Есенина» идет 2 часа 30 минут. Есть мнение, материала в пьесе на честные полтора часа. Как же выкрутится режиссер?
О режиссере
Повторюсь, я не настоящий театральный критик, поэтому о режиссере Галине Полищук никогда раньше не слышал. Судя по любовно написанной (ей же самой?) страничке в Википедии, это очень деятельная девушка, чьи спектакли регулярно попадают в лонг-листы театральных премий.
У меня сложилось ощущение, что у нее очень мало опыта работы на больших сценах. Не престижных, а именно больших физически. Будто она использует приемы заполнения «картинки» из камерных театров. Но простое изменение масштаба выглядит не очень, чтобы очень. Ширина и особенно глубина сцены играют коварные шутки. И актеры, и массовка теряются в пространстве.
Именно к режиссерской работе у меня лично много претензий.
Во-первых, спектакль «Женщины Есенина» в целом не доделан. Он очень сырой. Будто репетировали, репетировали, а потом время кончилось — и надо было что-то показать. В спектакле много, действительно много интересных задумок. Но они недожаты. Например, есть сцена, где Есенин и Мариенгоф исполняют длинный танец. Но проблема в том, что оба актера танцуют не очень. И получается не слишком… синхронно. Недорепетировали. Нет, конечно, если была задача показать, как два пьяных мужика неумело пляшут в кабаке, она решена безупречно. Но мне все же кажется, что задумка была другой. Режиссер должна была добиться идеальной «станцованности». Но это не сделано.
Во-вторых, Галина Полищук очень любит фильм «Матрица». В кинематограф ее пока не пустили, поэтому она добавляет слоу-мо в спектакли. Прямо щедро так добавляет. Прием, конечно, хорош (и как свеж!), но его реализация требует от актеров идеальной физической формы и сыгранности. К сожалению, не все на сцене проводят полжизни в качалке и у балетного станка. Поэтому слоу-мо в спектакле «Женщины Есенина» получилось… немного хуже, чем в «Матрице». И иногда складывалось ощущение, что с его помощью просто тянется время.
В-третьих, госпожа Полищук обожает нарушать важный театральный принцип: «любое подвешенное ружье обязательно должно выстрелить». Вот по сцене весь спектакль ходит девушка с привязанным к спине деревом. Ходит и ходит. Иногда ее обнимает Есенин. И все. Еще ходит девушка с баяном. Она вообще никакой функциональной нагрузки не несет. Есть байка, что в советские времена режиссеры вставляли в фильмы и спектакли явную дичь, чтобы цензоры ее заметили и вырезали, а Гениальный Творческий Замысел не тронули. Так вот, уважаемая Галина Александровна, советская власть давно закончилась. И цензоры нынче другое контролируют. Убирайте бревно и баян, они не пригодятся. Бревен на сцене и так хватает.
В спектакле есть удачные сцены и задумки, но, к сожалению, цельное произведение из него сделать то ли не смогли, то ли не успели. Он рассыпается на хорошие, плохие и просто никакие моменты. Хорошо, что есть хорошие.
Об актерах
Старая проблема российских театров заключается в том, что на сцене реально играют 2-3 человека (а то и одна Звезда), тогда как остальные просто ходят и говорят слова. Или кричат.
В МХАТе, ситуация, конечно, не такая вопиющая, как в каком-нибудь «Сатириконе». Но все же не все актеры одинаково равны.
Лично мне (напомню еще раз, я не настоящий критик) больше всего понравилась игра Алисы Гребенщиковой. Она естественна и гармонична, ее Зинаида Райх абсолютно живая. Смотришь и веришь — да, именно так и могло быть. И сцены с ней самые выпуклые, запоминающиеся.
Исполнитель роли Есенина Андрей Вешкурцев насторожил меня внешним сходством с прототипом. После бездарного картонного «Вертинского» в исполнении Филимонова начинаешь дуть на воду. Но нет. На мой взгляд, Андрей справился с ролью достойно. Можно придраться к тому, что весь спектакль он играет одну и ту же эмоцию, тогда как Есенин, по всем признакам, был более многогранен. Но эмоция эта правильная. И капризничать не будем, нет. Полутона приходят с возрастом.
Понравилась естественность Кристины Пробст (роль Гали Бениславской). Налицо и попадание в типаж, и та самая естественность сцен с ней. Хотя вот снова вопрос к режиссеру: зачитывается предсмертная записка Бениславской, застрелившейся на могиле Есенина. Человеку, не очень посвященному, сцена вообще непонятна. Ну надо же как-то докручивать, объяснять, нет?
Также отмечу игру Николая Коротаева (Мариенгоф). Не знаю, специально он подражает молодому Ширвиндту или нет, но получается неплохо. И уместно.
А вот остальные актеры, увы, просто мимо проходили. Оттенки там разные — от уныния до пошлого кривляния. Даже упоминать никого не хочется.
О театре
Первый раз был на спектакле в формате Covid Free. На входе проверяют QR-код, без него (или свежего ПЦР) внутрь не пускают. Сидеть все равно надо в масках, зато народу на удивление много. С точки зрения экономики, решение правильное. И, как видим, не все вокруг антиваксеры.
Организация внутри театра хорошая, персонала прям на удивление много. Разденут, доведут до места — все четко.
Несколько утомила борьба со зрителями, пытающимися сделать фотографию спектакля. Чуть только кто поднимет камеру, сразу же в него начинают лупить красной лазерной указкой. Полыхание от этого — мое почтение. Я сам читать умею, и, узнав, что фотографирование запрещено, телефон даже из кармана ни разу не достал. Но вокруг было много неграмотных, и указка работала на полную катушку. Противоречивое впечатление. Ну да, правила надо соблюдать. Но так ли уж убудет от спектакля, если люди выложат фотку с него в соцсетях? Стоят ли того постоянные красные всполохи?
Итого
Что сходил — не жалею. Но спектакль откровенно сыроват. Сделан широкими мазками, без внимания к деталям. Я в старые времена часто бывал в театре «Гешер» в Яффо, где звезд тоже немного, но зато все в порядке с проработкой деталей. И средний уровень актеров сильно выше, чем, к сожалению, в МХАТе. Или они просто стараются…
Да, у нас есть прекрасные актеры, но их мало, на все театры не хватает. А режиссерам, в свою очередь не хватает то ли времени, то ли авторитета, чтобы прокачать середнячков.
Ну и имеем, что имеем…
Мне кажется, «Женщины Есенина» — спектакль с потенциалом. Над ним можно работать, и получится интересно. Но ходят слухи, что спектакль снимут с репертуара. Еще один показ 9 января, а дальше — неизвестность.
Если так, очень жаль.