Об оригиналах и бездарных копиях
- 25/08/2011
- 👁 164 просмотра
- 0
В 1911 году в Саратове открыли памятник императору Александру II. Насколько могу судить, не худший был император. Не побоялся разрубить массу гордиевых узлов, накопившихся от предшественников. Страна начала медленно выползать из экономического средневековья, армию перевооружили, туркам окончательно накостыляли… Награда царю-батюшке известно какая была — рванули его бомбой. Очень уж мешал революцию делать достойным людям. А если бы подписал проект конституции, для чего он, собственно, и возвращался в тот день в Зимний, все могло бы сложиться совсем, совсем иначе.
Символично, что сначала «революционеры» промахнулись, и первая бомба, взорвавшись, ранила казака из сопровождения. Царь подбежал к нему, и тут-то его и встретили…
Памятник в Саратове открыли в 1911 году, к пятидесятилетию отмены крепостного права. Не склонен идеализировать эту реформу, много там накосячили, но к делам вообще проще придраться, чем к бездеятельности. К моменту реформы проблема перезрела лет так на тридцать.
Памятник был красивый и символичный. Нормальных фотографий, к сожалению, найти не удалось, но вот по этой паре представление получить можно.
В центре там известно кто, а по бокам четыре фигуры. Процитирую Википедию:
1.крестьянин с надетым на левое плечо лукошком, осеняющий себя крёстным знамением (олицетворял освобождение крестьян).
2.учительница с девочкой, склонившиеся над книгой (должны было олицетворять развитие народного образования).
3.богиня правосудия, держащая в одной руке книгу законов и в другой весы (судебная реформа)
4.фигура коленопреклонённой болгарки, показывающей рядом стоящей с нею девочке на освободителя славян от турецкого ига
Все четко, все понятно.
Памятник простоял до 1918 года, после чего большевики его сковырнули. Постамент использовали для памятника Дзержинскому на Вокзальной площади (забавно, но на нем до сих пор проступает АЛЕКСАНДРЪ, а все остальное переплавили. Точнее, почти все. Учительница долго стояла в одной из саратовских больниц, а сейчас ее сделали «Памятником первой учительнице» в скверике на Московской улице.
Но вот уже при благословенной демократии, на излете правления губернатора Аяцкова, в Саратове решили поставить памятник Петру Столыпину, на которого губернатор яростно дрочил к которому Дмитрий Федорович испытывал неукротимую нежность. Напомню, Столыпин был саратовским губернатором, потом проапгрейдился до премьер-министра Российской Империи (Дмитрию Федоровичу очень нравился такой вариант развития карьеры), замутил несколько реформ, пережил несколько покушений, но в итоге был застрелен в киевском театре. Честно говоря, я не могу однозначно решить для себя — был Столыпин великим государственным деятелем или суровым балаболом. Всякую бунтующую сволочь усмирял эффективно, факт. Но вот с реформами какая-то непонятка: то ли просто не успели реализоваться, то ли изначально были мертвыми. Но чисто по-человечески, конечно, земляка жалко: каким бы он ни был, смерть принял мученическую.
И вот поставили Столыпину памятник. Идея один в один содрана с того, что придумали для Александра II. Но что мы видим?
Ну, крестьянин — шут с ним, вроде Столыпин хотел из них фермеров делать и ввел частную крестьянскую земельную собственность. А что тут делает православный батюшка? Вроде в особой религиозности Петр Аркадьевич замечен не был, и никаких церковных реформ не мутил. Отношения с Синодом были сдержанные. Так для чего ж священник-то? Для красоты? Идем дальше по кругу и натыкаемся… на древнерусского витязя в полной экипировке. А ЭТО ЗАЧЕМ??? В армии Столыпин, помнится, не служил, военных реформ не проводил. И почему витязь именно древнерусский? Неужели он просто стоял в подсобке у скульптора Клыкова, и тот наконец-то придумал куда его пристроить? Еще один шаг, и мы видим… кузнеца. Не, ну вообще атас. Еще в классическом советском фильме говорилось, что кузнец не нужен. А тут — на тебе. Стоит около Столыпина. Что, тоже из запасников скульптора?
На выходе же получаем хрен знает что и на попе кузнец. Вроде идея та же, издалека похоже, но при ближайшем расммотрении хочется разве что покрутить пальцем у виска и прикрыть лицо ладонью. И с бездумным копированием так всегда. Творец знает — что он хотел сказать каждым своим действием. А подражатель может копировать лишь внешнюю часть, но без внутреннего наполнения она бессмысленна и смешна.
Впрочем, памятник Столыпину не единственный смешной новодел. Гагарина опустили еще более сурово. У меня нет под руками своей фотографии, поэтому покажу чужую:
Не знаю, видно ли, но тут к телу Ленина тупо приварили непропорционально большую голову Гагарина, и что получилось — то получилось. Скульптор отмазался, сказав, что «он так видит».
Скоро в Москву.