Но не басами едиными

В далеком 2006-м году наушники Creative HQ-1700 открыли мне глаза. До этого я был уверен, что все портативные наушники более-менее одинаковые, и выбирать их можно просто по дизайну. Но эта модель, открывшая в знакомой музыке огромное количество подробностей и нюансов, заставила перестать видеть в наушниках украшение. И вот, семнадцать лет спустя, новые Creative Outlier Pro снова изменили мои представления о наушниках. На сей раз – о TWS.

Creative HQ 1700 навсегда в сердце
Creative HQ-1700 навсегда в сердце

Удивительно, как быстро «по-настоящему беспроводные», TWS-наушники превратились из игрушки в полноценное звуковое решение. На днях коллега попросил присоветовать ему классические беспроводные наушники с ободом, а я не смог. Просто потому, что в дорожных задачах TWS уже даже немного превосходят мои потребности, а дома слушаю традиционные проводные. Смысл носить с собой что-то большое исчез. Даже AirPods Max беру с собой только в случаях, когда планирую монтировать видео.

Но абсолютно у всех TWS-наушников, попадавших мне в уши, было одно ограничение – весьма условные басы. То есть они, конечно, были. Но больше напоминали подвыпяченный сегмент нижней части среднего диапазона. Я грешил на законы физики. Не, ну как в таких крохах сделать басяры, чтобы качало? Даже на полноразмерных наушниках с 40-миллиметровыми драйверами для достижения такого эффекта приходится сильно постараться. Что говорить о 6-8 мм в типовых TWS-моделях?

Creative Outlier Air в свое время первыми показали, что наушники без проводка между модулями могут звучать по-взрослому. Я долго брал в дорогу их, а потом чуть улучшенную версию Outlier Air Sports. У них выходило несколько инкарнаций, отличающихся друг от друга весьма незначительно. Пожалуй, самой важными переменами стали исчезновение поддержки кодека aptX и появление активного шумодава. Но я эти промежуточные версии пропустил, и решил попробовать сразу новый флагман — Creative Outlier Pro.

Creative Outlier Pro

Внешние отличия невелики. С нами все тот же алюминиевый чехол с выезжающим лотком, разве что стал немного покрупнее. Та же история с самими модулями наушников: они стали чуть крупнее и тяжелее. Также аппаратные кнопки трансформировались в сенсорные панели. Не знаю, сейчас, или еще в прошлых версиях Outlier Pro из кнопок убрали неотключаемую подсветку. Она превращала прогулки по темным улицам или использование наушников во время ночных авиарейсов в довольно своеобразное приключение. В остальном же все узнаваемо и привычно. Никуда не делась влагозащита по стандарту IPX5, позволяющая аккуратно мыть модули под краном.

Creative Outlier Pro
Сверху чехол Outlier Air Sports

Диаметр драйверов вырос с 5.6 мм в Outlier Air Sports до 10 мм. В навязчивой рекламе одних говнонаушников рассказывают, что 10 мм – это прямо невероятно много, однако такие драйверы встречаются очень часто. Бывает и побольше. Как и в старых моделях, присутствует графеновое покрытие мембраны.

Конечно, я слегка приуныл, когда узнал об отсутствии поддержки кодека aptX в Outlier Pro. Но Creative ругать не будем, потому что поддержка эта исчезла практически везде. Производители смотрят на бешеную популярность AirPods, где один сплошной AAC, и резонно полагают, что большинству слушателей его достаточно. Qualcomm же за использование aptX требует денег, и желающих покупать лицензию практически не осталось.

На каждом модуле расположено аж по три микрофона. Для передачи голоса предназначен только один, а остальные два обслуживают шумодав.

Еще кое-какие технические подробности мы обсудим в выводах, а сейчас давайте о главном.

О звуке

Мое первое впечатление от звучания Creative Outlier Pro уложилось в два слова: «НО КАК?». В ушах бился такой БАС, словно я надел что-то очень полноразмерное. Не, серьезно, такого воспроизведения низких частот мне раньше слыхивать на мобильных наушниках не приходилось. Да и на не-мобильных может быть пару раз. Если хотите обалдеть прямо сразу, советую включить трек Prince Ali из саундтрека новодельного «Алладина». Аж в череп отдаёт.

Басы эти не совсем «бесплатные». При внимательном вслушивании становится понятно, что ради них пришлось пожертвовать частью среднего диапазона. Именно частью, не целиком. Я сталкивался с таким подходом на паре полноразмерных моделей, но там настройка была грубее, и мне не зашло совершенно. Странно слушать музыку, где есть только басы и высокие, а серединка пропала.

В случае Creative Outlier Pro средних частот оставили достаточно, чтобы большинство слушателей даже не заметило «подрезания». Зато они непременно заметят побочку: из-за ослабленных средних хорошо слышны мелкие детали в верхнем частотном диапазоне. В сочетании с мощным басом и широкой сценой это производит сильнейший вау-эффект. Думаю, ради него все и затевалось.

Creative Outlier Pro

Когда первый восторг ослаб, стал вслушиваться более основательно. Все продолжало нравиться. Наверное, единственное, к чему можно придраться – изменившиеся голоса некоторых исполнителей. Например, басовитый Леонард Коэн звучит бесподобно (хоть и чуть глуховато), а вот Вячеслав Бутусов из девяностых, и так улетающий в диапазон лирического тенора, стал слегка резать ухо.

Но в целом это совершенно выдающееся звучание, аналогов которому в классе TWS-наушников я просто не знаю. Как намутили такое на одном динамическом драйвере, пусть и крупном – для меня загадка. Шесть баллов из пяти.

Автономность, режим гарнитуры, шупомодавление

Creative заявляет что наушники могут работать без подзарядки до 15 часов. Проверить это на практике никакого здоровья не хватит, да я и пытаться не стал. Играют действительно долго. Попадая в чехол, моментально заряжаются до 100%. По моим ощущениям, если пользоваться Creative Outlier Pro часа три в день, зарядить чехол понадобится не раньше, чем через две недели. Заряжается чехол по USB-C или через беспроводную зарядку стандарта Qi. В обоих случаях происходит все очень быстро.

Если в течение дня использовть наших героев в качестве гарнитуры, суммарного заряда хватит «всего» на неделю. Но может быть и на две. Дело в том, что воздуховодов в модулях нет, и когда они находятся в обоих ушах, разговаривать становится не слишком приятно. Чувство, будто нос заложило.  Но каждый модуль можно использовать по отдельности. И если вы будете не забывать чередовать их, общее время работы заметно вырастет.

В режиме гарнитуры хорошо слышно в обе стороны даже с одним модулем. Единственное, не советую вести переговоры на ветру, потому что, как мы помним, голосовой микрофон один, и наушники не умеют «вычитать» внешние шумы для него.

Система шумоподавления хорошо гасит повторяющиеся фоновые шумы (шум метро, гул самолета, проносящиеся за окном машины), но не трогает шумы уникальные. Так что если сосед по столу в офисе любит громко мешать ложкой чай в чашке, и вас это бесит – шумодав Outlier Pro не сильно выручит. Придется поговорить с соседом ртом.

Софт

Для взаимодействия с наушниками на смартфон предлагается установить два приложения – Creative и SXFI App.

На самом деле, можно отлично обойтись и без них. Но первое, Creative, поможет на первых порах, пока не освоитесь с сенсорной панелью, управлять настройками. И, кстати, менять значения нажатий на панель. Еще можно включить режим низкой задержки, чтобы в играх похорошело. Но я мобильный геймер так себе, а в музыке и кино разницы не заметил.

Что же до SXFI App, то оно показалось бесполезным. Да, можно развлечь себя фотографированием ушей и лица, на основе чего выстраивается некая акустическая модель. Однако звучание тестовых треков во встроенном плеере SXFI App мне не понравилось категорически. В привычных плеерах звук сильно лучше, и безо всякого фотографирования ушей. Так что ставить не советую.

Итого

В процессе работы над обзором я специально не смотрел – сколько просят денег за Creative Outlier Pro. И мне казалось, что за такую функциональность и – особенно – звук будут просить не меньше десятки. Или даже тысяч двенадцать.

Но оказалось, что в приличных местах эти наушники стоят от 8200 рублей, а в неприличных дешевле 8 тысяч. Приятное открытие.

Creative Outlier Pro

Конечно, обидно, что нет поддержки кодека aptX или, бери выше, aptX HD. С ними, уверен, звук был бы еще более ярким. Но одновременно бы сократилась автономность, потому что эти кодеки более ресурсоемкие. Ну и цена скакнула бы на пару тысяч вверх. На словах мы все хотим самое-самое, но как доходит до момента оплаты… Думаю, в Creative решили не заигрывать со слухачами и работать в массовом сегменте. Тем более, что и так – хорошо.

Мне действительно нравится мир аудио, потому что каждый раз кажется – ну все, расходимся, дальше улучшать некуда. И вдруг – бац! – еще ого-го как есть. Поэтому мы еще много раз удивимся звучанию любимой музыки. И это здорово, потому что новое невозможно слушать на совершенно любой технике.