Плюс басяра

Мы уже привыкли к вычислительной фотографии, когда с микроскопической матрицы снимается картинка, раньше доступная лишь на огромных зеркальных камерах. Попрание цифрой законов физики продолжается в вычислительном аудио. Кремниевые динамики xMEMS, впервые появившиеся в наушниках Creative Aurvana Ace 2, меняют представления об ультрамобильном звуке. Но делают это иначе.

Creative Aurvana Ace 2

Вечная проблема решена?

В TWS-наушники успешно перекочевала проблема, известная еще с проводных времен по наушникам-вкладышам и затычкам. Физические размеры не позволяют разместить в них драйверы достаточных размеров, чтобы обеспечить гармоничное воспроизведение всего диапазона частот. Приходилось выбирать. Либо басы и средние, но без верха, либо средние и высокие без басов. В отдельных случаях предпринимались попытки выдать бас и высокие без средних.

Разного рода многодрайверные ухищрения давали результат только в случае радикального увеличения размеров акустической камеры и, соответственно, размеров каждого модуля наушников. Иначе приходилось уменьшать сами драйверы, что, как мы понимаем, пользы звуку не приносило. Но и огромные модули никого не радовали. Они банально вываливались из ушей под собственным весом. Да и стоили довольно безжалостно.

Долгое время казалось, что физику не обманешь, и надо просто смириться. Но стартап xMEMS, ранее прославившийся своими микрофонами, придумал альтернативный подход. Специально обученный чип смешивает аудиосигнал с несущей в ультразвуковом диапазоне. В результате получается ультразвуковой сигнал, амплитуда которого соответствует форме звукового сигнала. Этот комбинированный сигнал приводит в движение пару кантилеверов (уместно в данном случае назвать их звукоснимателями), которые преобразуют сигнал в ультразвуковые волны давления внутри камеры динамика. Затем второй сигнал периодически выпускает воздух из камеры, создавая серию скачков давления, создающую звуковой сигнал, который мы слышим.

Главная прелесть в том, что сам драйвер плоский и занимает совсем мало места. И при этом весьма универсальный. В англоязычных статьях, написанных про xMEMS в прошлом году, акцент делался на невероятную басистость инновации. Но Creative приспособила его для… высоких частот. То есть обычный 10-миллиметровый динамический драйвер отвечает только за басы и серединку, не пытаясь даже что-то делать с верхушкой. А драйвер xMEMS работает строго по верхам. Для этого его даже уменьшили: на прошлогодних фото видны четыре элемента, но в официальных фото Creative видно только два.

Creative Aurvana Ace 2

По структуре изобретение xMEMS напоминает классический планарный драйвер, только размеры крошечные. И для работы ему нужен управляющий чип, без которого магии не будет. Впрочем, мы пока не знаем – есть ли она в принципе.

Снаружи и внутри

Про комплектацию наушников много не скажешь, она стандартная. В коробочке лежит чехол с героями обзора, две дополнительных пары насадок разных размеров (еще одна уже на самих наушниках) и зачем-то коротенький кабель для зарядки. Трудновато, конечно, представить, что у будущего владельца в 2024-м не будет какого-нибудь шнурка в USB-C и/или беспроводной зарядки. Последняя тоже поддерживается.

Creative Aurvana Ace 2

Creative наконец-то отказалась от своего многолетнего дизайна чехла из алюминия, куда в последние годы добавилась пластиковая вставка (все для той же беспроводной зарядки). Выглядит он прикольно, но очень уж большой, да и открывается не слишком удобно. Новый дизайн классический, с откидной крышечкой.

Хотя и тут без креативовских изысков не обошлось. Внутреннее покрытие довольно успешно имитирует сусальное золото. И такого же медно-золотого цвета сеточки на самих наушниках. Насколько это красиво – судите сами. По крайней мере, не скучно.

Creative Aurvana Ace 2
Если ваши наушники выглядят не так богато, даже не показывайте их мне!

Пикантности чехлу-аккумулятору добавляет и прозрачный пластик. Выглядит необычно, и тем, кто хотел разглядеть во всех деталях катушку беспроводной зарядки, Creative Aurvana Ace 2 нужно брать обязательно. Также видно, что внутри довольно много свободного места, и возникает вопрос – почему оно не заполнено аккумулятором? То есть и имеющегося на 460 мАч вполне достаточно, учитывая емкость аккумуляторов в модулях по 52 мАч. Но аккумулятора, как и диагонали у телевизора, много не бывает.

С поддерживаемыми кодеками все довольно интересно. Здесь есть наиновейший и совершеннейший AptX Lossless. Вот только послушать его мне, к сожалению, не на чем, потому что ни один известный смартфон такое не умеет. И у меня есть гипотеза – почему так.

Во-первых, в реальных условиях невозможно гарантировать стабильную передачу по Bluetooth потока 1100-1200 Кбит/с, как того требует AptX Lossless. Даже LDAC на своих пиковых 990 Кбит/с работает далеко не всегда, и большинство слушателей благоразумно включает пониженные 660 Кбит/с. Будет хрюкать и рваться, и поддержку производителя смартфона замучают вопросиками. Ну-ка их в баню.

Во-вторых, Lossless-то не настоящий! Поток данных с обычного CD составляет 1411 Кбит/с, про всякое там хайрезное вообще не говорим. То есть потери при передаче все равно есть. Ну и зачем оно?

Creative Aurvana Ace 2

Я изучал Creative Aurvana Ace 2 с включенным кодеком AptX Adaptive. Он тоже свежий, и его битрейт колеблется между 276 и 420 Кбит/с. При этом Qualcomm, разработчик кодека, говорит, что на 420 Кбит/с звук такой же, как у старого AptX HD на 576 Кбит/с. И я этому вполне верю, потому что степень сжатия зависит от аппаратных возможностей принимающих и передающих устройств, которые в последнее время существенно подросли.

В работе

Здесь много не рассказать. Наушники подключаются к смартфону элементарно – достаточно просто открыть крышечку корпуса и в настройках Bluetooth ткнуть на их появившееся название. Максимально возможный для меня кодек (тот самый AptX Adaptive) подключился сразу, в бубен бить не потребовалось.

Можно поставить приложение Creative, которое облегчает процесс настройки и умеет обновлять прошивку наушников. Собственно, оно при первом подключении немедленно и прилетело. В нем же можно включить режим низкой задержки (low latency), что полезно в играх и динамичных фильмах.

Стоит заметить, что над сенсорным управлением поработали основательно, убрав реакции на однократное короткое прикосновение. Теперь только двойное, тройное или одинарное, но длинное. На каждом модуле свои команды. Из недостатков – традиционное отсутствие регулировки громкости. По моему опыту, оно возможно только когда смартфон и наушники сделаны под одной маркой. Да и то не всегда.

О звуке

Внимательные читатели вспомнят, что меньше года назад я назвал наушники Creative Outlier Pro самыми басистыми TWS в истории.

Так вот – забудьте. По сравнению с Aurvana Ace 2 там басов не было вообще. Так, слегка обозначены. А вот тут – ДА. Басы настолько густые, что их хочется намазать на хлеб. Понимаю, что это противоречит законам физики, но создается полное ощущение, что басы лупят по ушам, как из советских колонок. И если звукорежиссеры сделали на них излишний акцент в самой композиции, хочется, подобно радже из «Золотой антилопы» воскликнуть – довольно!

Откровенные излишества можно убрать при помощи эквалайзера в приложении Creative, и, кажется, это вообще первый случай, когда я полез туда, слушая TWS-наушники.

Вот серьезно, такие осязаемые ощущения от низких частот испытываешь далеко не в каждых полноразмерах.

Середина также остается хорошо прорисованной и выпуклой. В обрамлении могучего баса она звучит очень интересно.

К высоким частотам у меня только одна претензия: они слышатся чуть жестковато. И вот тут не вполне понятно – дело в особенностях драйверов xMEMS или в ограничениях кодека. Высокие – самое сложное для сжатия без ущерба для результата, и, возможно, они не прорисовываются вполне осознанно. Мол, да кто их услышит во всех нюансах? Но тут как раз с детальностью все просто невероятно хорошо, и даже интересно – кто виновник того, что мне слышно?

Общее ощущение от звука Creative Aurvana Ace 2, если не использовать восторженно-нецензурной лексики, сводится к «ВАУ!». Ни одни вкладыши еще не давали мне столь объемной, детальной и равномерно прорисованной звуковой картины. Могу назвать немало полноразмеров, которые такое умеют. Но тут-то TWS! Вот эта мелочь – как у нее такое получается?

Нет, ну какое же богатство!

Я не буду вам плести тут про хайфай. Но подобный звук обычно встречаешь на хороших полноразмерных проводных наушниках с драйвером не меньше 40 мм, подключенных к усилителю, стоящему уж точно не меньше 300 долларов. Физика, ты как там? Все хорошо?

О шумодаве

Традиционные три режима – активное шумодавление, режим прослушивания окружающей среды и «механическое» шумоподавление без помощи электронных мозгов.

Активный шумодав работает очень хорошо. Справляется не только с монотонными фоновыми звуками, но и с внезапно возникающими. Так что если в поезде или самолете рядом решит поорать заскучавший младенец, вы сможете наблюдать за ним и окружающими с искренней улыбкой.

Звук окружающей среды снимается с шести микрофонов (по три на каждом модуле), и ощущается очень естественно.

О режиме гарнитуры

Вас слышно прекрасно (кажется, я уже упоминал про шесть микрофонов), но, к сожалению, эффект бочки присутствует во всей своей сомнительной красе. Так что разговаривать лучше, вынув один модуль из уха. На качестве передачи речи это не скажется, но ощущения, что вы говорите с забитым носом, не будет.

Итого

Впервые при знакомстве с беспроводными наушниками у меня мелькнула мысль, что они могут стать основными и единственными даже для достаточно требовательного слушателя.

Раньше разделение было совершенно очевидным. Есть настоящий звук, а есть вот это вот все мобильное. Которое, в общем, тоже имеет право на жизнь, но только до тех пор, пока ты не пришел домой и не надел на голову что-то нормальное.

Creative Aurvana Ace 2 выдают звук настоящий. Представления о том, каким он должен быть в идеале, у каждого свои. Спорить можно до бесконечности. Но тут уже есть предмет спора.

В первом сезоне сериала «Мир Дикого Запада» есть сцена, где герой спрашивает у девушки – настоящая она, или андроид? А она отвечает: «Если ты не можешь отличить, то какая разница?».

Да, нас снова обманывают, заливая в уши дважды, а то и трижды цифровой звук. Но ведь радует! И, похоже, совсем скоро «дополнительно управляемые» драйверы станут неотъемлемой частью любых топовых TWS-наушников. А потом и до середнячков дойдет.

В музыкальной рознице Creative Aurvana Ace 2 стоят 19 990 рублей. На маркетплейсах можно найти за 17 500. Дорого? Смотря с чем сравнивать. На фоне массовых моделей TWS, конечно, дороговато. Но сильно дешевле TWS, выпускаемых всякими Sony и «Сенхами», хотя по звуку они даже близко не стояли.

Я понимаю, как «полезен» будет совет обязательно послушать эти наушники перед покупкой для жителей небольших российских городов. Да и в Москве с Петербургом, верите ли, эти наушники лежат не на каждом перекрестке. Поэтому рискну сказать следующее. Если вы обзавелись серьезным гуглофоном (айфоны не умеют в нормальные кодеки, а с AAC использовать это чудо техники странно), и теперь хотите к нему яркий детальный звук с МЕГАБАСОМ – можно смело брать. Но учтите, что баса будет много. Очень много.

Кажется, мы присутствуем при очередном серьезном рывке технического прогресса. Воистину, нет у революции конца.