Чудеса случаются

Хороший звук – это всегда магия. И именно поэтому в мире аудио, несмотря на все старания маркетологов, до сих пор случаются чудеса. Новый ЦАП с усилителем для наушников Fosi Audio K7 по характеристикам выглядит, как еще один середнячок. Но внезапно переигрывает своих собратьев, стоящих на порядок дороже. Пришло время разобраться с этим колдунством.

Fosi Audio K7

Дело было так. В начале декабря 2024 года получил письмо из неизвестной лично для меня на тот момент компании Fosi Audio. В нем было предложение протестировать новый ЦАП под названием K7. Я традиционно уточнил, могут ли его прислать в Россию? Просто частенько пишут с предложениями приятные люди, насмотревшиеся моих роликов, которые не подозревают, что автор живет в столице Свирепого Мордора. Почту к нам, как известно, возят на бурых медведях, а они капризны и разборчивы.

Но у Fosi Audio никаких с проблем с доставкой не возникло. Так получилось, что в момент получения письма я был рядом с Валентином Казанжи из Kennerton. Спросил – слышал ли он когда-нибудь про такого производителя? Оказалось, что очень даже слышал, и отозвался о них положительно. Мол, ребята могут. Мы пошутили по поводу нэйминга моделей Fosi, временами сильно пересекающегося с модельным рядом Fiio, и я дал добро на доставку. Коробка с Fosi Audio K7 приехала буквально за пару дней до нового года.

Снаружи и внутри

Всегда с большим интересом и надеждой изучаю продукцию новых для себя марок. Но в данном случае был настроен очень скептически. Дело в том, что меня всегда настораживает… вторичность. Название-то ладно, но ведь и по начинке Fosi Audio K7 напоминает Fiio K7. Который за свою цену и для своего времени, конечно, хорош. Но удивлять – не удивляет.

По экстерьеру, правда, сходство отсутствует полностью. K7 по версии Fosi Audio представляет собой весьма компактную прямоугольную коробочку со скругленными краями и немного покатым верхом. Между двумя вращающимися ручками расположен небольшой монохромный экран. Точнее, рыже-черный.

Под ручками находятся пять кнопок. Они нужны для настройки ЦАПа, и, немного забегая вперед, скажу, что процесс этот весьма интуитивен и прост.

Fosi Audio K7

На тыльной стороне ЦАПа есть коаксиальный, оптический и USB-разъемы для завода звука внутрь. Не забыли о внешнем питании: на Fosi Audio K7 предусмотрен стандартный разъем для БП с напряжением 12В. Правда, в комплекте идет что-то совсем простенькое импульсное, что для нас, аудиофилов, просто неприлично. Поэтому я заказал настоящий трансформаторный блок питания, который на момент написания этих строк еще не доехал, но я обязательно добавлю информацию о нем, когда послушаю и проверю наличие разницы. Питание – основа хорошего звука, это база.  Метаморфозы иногда бывают просто поразительные. Если, конечно, дизайн самого воспроизводящего устройства позволяет переварить улучшения.

Дополнение: После прослушивания героя обзора с приехавшим блоком питания (БП-3А от петербургской компании «Телеинформсвязь») могу сказать, что всерьез заморачиваться с заменой не стоит. Звук стал немного другим, но его трудно оценить в критериях «лучше» или «хуже». Акценты сместились в сторону средних и низких частот, тогда как высокие чуть приглушены. Именно чуть. Я хотел услышать оттенки и услышал их. Но отдаю должное комплектному БП: несмотря на легкость и кажущуюся простоту, звук он не портит.

Fosi Audio K7

Еще один нехарактерный для ЦАПов вход расположен на лицевой панели. Это вход для микрофона. Да-да, Fosi Audio K7 – это не еще один ЦАП, а полноценная звуковая карта. Поддержка микрофона позволила компании назвать этот аппарат игровым. Как по мне, можно и без микрофона отлично играть, но ценители командных шутеров со мной, конечно, не согласятся. В любом случае, здесь уже не подкопаешься.

Fosi Audio K7

Отдельно стоит упомянуть возможность завести звук по Bluetooth. Для этого в нашем герое установлен чип Qualcomm QCC3031, поддерживающий кодеки aptX HD и просто aptX. AAC и SBC также в наличии, а вот LDAC не завезли. Мне такой сценарий ни разу не понадобился, но, наверное, кому-то это нужно.

Выводить звук можно на динамики через стандартные «тюльпанчики» (RCA). Но меня, конечно, больше интересовали выходы на наушники. Их тут два – стандартный 3.5 мм и балансный 4.4 мм. Для подключения игровой гарнитуры в комплекте лежит переходник с двумя джеками, которые вставляются в гнездо для микрофона и наушников.

Корпус полностью изготовлен из алюминия, что должно способствовать отводу тепла. Но начинка у Fosi Audio K7 совсем не горячая. Вскрытие показало, что радиатор понадобился только усилителям TPA6120 от Texas Instruments. Все остальное, по мнению инженеров Fosi Audio, прекрасно охлаждается само. Корпус остается при этом чуть теплым.

Аппаратная часть и обычна, и необычна одновременно.

Fosi Audio K7

Начинается все стандартно: транспорт XMOS XU208 передает данные в цифро-аналоговый преобразователь AKM4493SEQ. Заметим, что чип ЦАП тут только один, в отличие от Fiio K7, где их (точно таких же) по одному на канал.

А вот дальше становится интереснее, потому что в паре с предусилителями OPA 1612 работают уже упомянутые усилители TPA6120. По мнению мастера Сергея, такое сочетание дает детальный нейтральный звук. Лучше, чем в стоковой Sound Blaster AE-9.

Fosi Audio K7

За регулировку громкости отвечает микросхема NJU72315. В Fiio K7 используется она же, только в количестве двух штук, по одной на канал.

То есть в целом все недурно, но волной восторга на уровне чтения характеристик не окатывает. Я предвкушал приличный звук, без изысков. И это было ошибкой.

О звуке

Fosi Audio K7 может работать с источниками звука без установки дополнительного софта. Но если вам нужна поддержка ASIO, есть соответствующий драйвер. Замечу, на январь 2025 года оставляющий слегка сыроватое впечатление, но в целом – рабочий.

По умолчанию ЦАП включается с поддержкой UAC 1.0, что заметно ограничивает его возможности, но расширяет совместимость. Если вы, как и я, будете использовать аппарат с компьютером, сразу же включается UAC 2.0, это делается одним нажатием кнопки.

Следующий рекомендуемый шаг – включение режима Bypass. Это аналог Direct Mode в звуковых продуктах Creative. То есть звук идет, как есть, от плеера на компьютере к ЦАПу, и оттуда прямиком на наушники. По моему опыту, если последние хороши, дополнительные улучшайзеры не требуются. Но, разумеется, никто не запрещает поиграть с добавлением баса, регулировкой высоких и т.д.

А потом я надел наушники Kennerton M12 Titan Legend и началось непонятное.

В мире Hi-Fi существует определенное ценовое ранжирование. Нельзя сказать, что чем дороже, тем лучше. Но все же купить за 20 тысяч то, что играет на 200, можно только на «Авито». И то, если ты глубоко разбираешься в предмете, а продавец – нет. Бывают печальные ситуации, когда наследники распродают за гроши «какой-то хлам» из гаража покойного дяди, который на самом деле стоит сотни тысяч, а то и миллионы. И тут главное узреть за пыльной коробкой ее возможности, опередив остальных глазастых аудиофилов.

Но если говорить именно о новых устройствах, чудес не бывает. Купить шляпу втридорога – это запросто. А вот бриллиант за гроши – ну, извините. Маркетологи не дремлют.

Мои постоянные читатели, наверное, помнят о том, какие рулады я пел купленному в октябре прошлого года ЦАПу Mytek Liberty DAC II. В России он сейчас стоит 220 тысяч рублей, что несколько выше цены в Европе, но все же язык не повернется назвать цену чрезмерной. Потому что экономить на радости подобно визиту на пляж в резиновых сапогах. «Митёк» радовать умеет.

Но минут через двадцать мне стало казаться, что Fosi Audio K7 «Митька» безжалостно переигрывает. Проявляется это в еще большем обособлении голосов и инструментов, а также, если так можно выразиться, в увеличении разрешения каждого из них. То есть каждый отдельный барабан, гитара, голос, флейта – неважно что – звучит еще более отчетливо и прорисовывается точнее.

При этом нет и намека на цифровую жесткость: звук пусть и не «теплый ламповый», но совершенно естественный. Он дышит. И если вы слушаете файл или источник, в котором у ЦАПа есть возможность продемонстрировать свой динамический диапазон, вы это услышите.

Конечно, я сначала ушам не поверил. Предположил, что меня вводят в заблуждение каким-нибудь хитрым финтом. Ну, знаете, вычислительное аудио, вот это все. В беспроводных наушниках оно поселилось всерьез и надолго, так может и в ЦАПе что-то такое намудрили? Ну не может же эта коробчонка играть лучше Серьезной Коробки.

Я пытался нащупать обман в течение месяца. Для пущей надежности надел планары Kennerton Arkona, которые в силу своей природы и конструкции лучше проявляют всяческие прыжки и ужимки источника. Мне было важно понять, как именно меня обманывают.

Увы. Если в Fosi Audio K7 и порылось какое-то колдунство, я не смог его раскусить. ЦАП играет ярко, интересно и… честно. А от его внимания к мельчайшим деталям и их воспроизведения я пару раз мысленно пробежался по потолку, сказав вслух «ой».

Ужасное скажу. «Митька» забросил совсем. Включу иногда, послушаю немного – и опять на «Фосю». Веселее там как-то. Интереснее.

После стандартного выхода протестировал балансный. Разница на удивление невелика. То есть немного громче (мощность выхода в 3.5 раза выше, 2100 мВт против 600), звук чуть чище, динамический диапазон еще чуточку шире. Если есть кабель и наушники, умеющие в баланс, можно смело использовать. Однако абсолютно полное впечатление от Fosi Audio K7 можно получить и через стандартный 3.5 мм разъем. По нынешним временам такое встретишь нечасто. На Fiio K7, например, реально приличный звук доступен только по «балансу».

Итого

А теперь, наверное, о самом главном.

Я далек от мысли, что разработать качественное звуковоспроизводящее устройство легко. Конечно, тут нужен и талант инженеров, и опыт, и щепотка везения. Но все же, когда цена будущего устройства достаточно велика, «сделать красиво» чуточку проще. Нет необходимости экономить на каждом шаге.

Но сделать дешево и хорошо определенно сложнее. К чему я это говорю? Сейчас никто не знает, сколько будет стоить Fosi Audio K7 в России. Продажи начнутся в марте 2025 года. Но на Kickstarter его продают за 1299 гонконгских долларов. Это на наши деньги 16 300 рублей.

16 300!

За такой звук это просто ничего. Бесплатно. Бизнес-класс по цене даже не «эконома», а откидной сидушки у туалета.

Даже если в нашу богатую, вопреки всему, страну этот аппарат приедет тысяч за двадцать, он все равно останется прекрасной покупкой. Потому что он успешно соревнуется не с собратьями по цене, а с лигой на порядок дороже. На еще один нолик, да. И некоторых побеждает по очкам.

От призыва хватать, как только увидите, меня останавливает маааленькое сомнение. Простите, я из Саратова, там выживают только дети-параноики. Дело в том, что обзор сделан по предсерийному образцу. А за четверть века моей карьеры гаджетописателя не раз и не два были случаи, когда приехавший сэмпл был просто вау, а вот серийные версии того… пожиже.

Разумеется, я не подозреваю Fosi Audio в нехорошем. Это было бы просто невежливо. Но специально выкладываю побольше фотографий содержимого корпуса. Когда появятся серийные версии, было бы интересно сравнить.

Мастер Сергей сказал, что если заменить OPA 1612 на двойные Muses 03/05, заменить электролиты и сделать нормальное внешнее питание, Fosi Audio K7 превратится в настоящую имбу. Но даже в исходном состоянии он радует дичайше. Осталось дождаться начала продаж и убедиться, что за такую цену действительно бывает настолько хорошо.

Разумеется, это не последнее чудо в аудиомире, и я буквально со дня на день жду еще одного. Но так выгодно удивляться мне не приходилось очень давно.